Как обеспечить безопасность ребёнка в машине? Выбираем автокресло

С 1 января 2006 года на территории Российской Федерации постановлением Правительства действует пункт Правил дорожного движения, согласно которому перевозка детей до 12-летнего возраста в автомобилях, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств. А с 10 июля 2017 года для перевозки детей до 7 лет разрешены только автокресла – термин «иные устройства» исключен из ПДД. Это значит, что до семи лет кресло нужно обязательно и заменить его бустером или накладкой на ремень нельзя.

Зарегистрируйся и получи подробную программу курса «Малыш родился. Что дальше?»

Рассказывает главный редактор газеты «Автомобилист» из Караганды Андрей Фадеев: «Суматошный день, везу семью от бабушки домой, рядом сидит жена, сзади — сын Вадим, не пристёгнут. И вот уже поворот во двор нашего дома, встал на перекрёстке, пропуская встречные машины. Пропустил одну, образовалось окно, но, оценив расстояние до следующего авто и свои возможности, решил не торопиться – семья же в машине. За второй машиной был большой коридор, чтобы спокойно проехать. И вот она уже почти проезжает мимо меня. А затем грохот и мощный удар. Как в замедленной съёмке, чувствую, что натягивается ремень, какие-то вещи в салоне пролетают мимо меня. Всё затихает, жена кричит, спрашивая, что случилось, я на автопилоте отвечаю ей, что, кажется, в нас кто-то «приехал». Открываю дверь, а сам боюсь поворачиваться назад, ведь за мной сидит сынуля. Откидываю переднее сиденье, сынок сидит, не двигаясь. Ощупываю его – ноги, руки, голову, спрашиваю, где болит. Он сначала молчит, потом начинает плакать, изо рта бежит кровь. Жена, вроде, цела, но затылок в крови. Когда приехала скорая, оказалось, что Вадим ударился о подголовник моего сиденья, у него перелом челюсти без смещения, у жены – осколки от разбитого стекла в голове. Просто чудо, что нет сотрясений и серьёзных переломов».

Семья с ребёнком без специального детского кресла отделалась сравнительно легко. А сколько можно вспомнить куда более печальных примеров. Потому использование автокресел при перевозке детей в транспортных средствах должно быть строго обязательным. Остаётся только правильно подобрать автокресло для своего малыша.

Группы детских автокресел

Автокресла для детей делятся на несколько основных групп, в зависимости от возраста и веса ребёнка. Это первое, на что нужно ориентироваться при выборе кресла.

Группа 0+ .
Автокресла этой группы, предусмотренные для детей весом до 13 кг, являются переносными. Ставятся на переднем или заднем сиденьях обязательно против (!) хода движения авто. Могут фиксироваться как штатным ремнём безопасности, так и системой Isofix (жёсткое крепление кресла к кузову автомобиля). Система Isofix — это металлические направляющие с замочками и специальные железные скобы, встроенные в сиденье машины. Isofix считается самым безопасным и удобным креплением, поэтому и стоят модели детских кресел с Isofix заметно дороже. Однако не все автомобили оснащены такой системой.

Группа 1 .
Эти автокресла предназначены для малышей от 1 года до 4 лет и весом от 9 до 18 кг. Они могут быть с несколькими вариантами наклона спинки. В отличие от кресел предыдущей группы, устанавливаются по ходу движения автомобиля. Крепиться могут так же, как автокресла предыдущей категории – с помощью штатных автомобильных ремней или системы Isofix.

Автокресла следующих групп 2 и 3
рассчитаны на детей старше 4 лет. При этом необходимо учитывать, что устройства довольно редко бывают представлены, так сказать, в «чистом» виде. Обычно соседние группы объединены в одной модели автокресла – «0+/1» (до 4 лет, до 18 кг), «1/2» (от 9 месяцев до 7 лет, от 9 до 25 кг) и так далее. Бывают и универсальные автокресла, объединяющие сразу несколько групп, например, «1/2/3», охватывающие возрастной период от 9 месяцев до 12 лет. Они удобны тем родителям, кто хотел бы использовать приобретённое устройство как можно дольше. Но стоит подумать о том, что будет, если оно вас не устроит или надоест за столько лет. Опытные родители приходят к выводу, что практичнее покупать кресло нужной в данный момент категории, чтобы потом иметь возможность поменять устройство и выбрать то, что будет необходимо малышу, в соответствии с его меняющимися потребностями.

Если нет машины

Нет автомобиля – не нужно автокресло? Некоторые молодые родители нередко отвечают на этот вопрос положительно. Но правы они здесь оказываются только в том случае, если никуда со своим малышом ездить не будут. Даже если специально заказывать такси с автокреслом, то далеко не факт, что оно окажется удобным и достаточно безопасным. Поэтому необходимо иметь своё – комфортное для ребёнка и надёжно его защищающее.

Для выписки из роддома автолюлька нужна обязательно! Да и впоследствии такое устройство очень пригодится: с ним можно ездить в такси, использовать дома как качалку, ставить в тележку в супермаркетах.

Выбор автокресла: 5 шагов

1 Главный критерий — возраст и вес малыша. А иногда и на рост тоже. Вы ведь хотите, чтобы ваш ребёнок чувствовал себя во время поездки комфортно? Поэтому за покупкой необходимо отправляться вместе со своим малышом – без «примерки» устройство приобретать не рекомендуется. Посадив ребёнка в кресло, пристегните его и дайте игрушку. Если ему комфортно — он будет увлечённо играть. Ориентируйтесь на его удобство, интерес к цвету автокресла, деталям.

2 Кресло нужно примерять не только к ребёнку, но и к автомобилю. Важно обращать внимание на ремни и фиксаторы, которыми оснащено изделие. Качественное автокресло должно иметь значок ECE R44 или 04, свидетельствующий о том, что устройство соответствует всем европейским стандартам безопасности.

3 С целью оценки безопасности автокресел их производители и независимые эксперты проводят много различных краш-тестов. Главный показатель надёжности – смещение устройства при лобовом столкновении на скорости 50 километров в час. Есть и другие показатели: уровень надёжности и долговечности, простота установки в машину, наличие дополнительной защиты и так далее. За последние 10 лет производителями самых безопасных автокресел признаны: Maxi-Cosi (Голландия), Cybex (Германия), Römer (Германия), Nania (Франция), Cosatto (Англия), Coletto (Польша), 4baby (Польша).

На рынке постоянно появляется большое количество новых моделей автокресел, и, надо отдать должное производителям, они всё время повышают уровень их безопасности. Чтобы разобраться во всём многообразии новинок, стоит обратить внимание на рейтинги безопасности. Самый популярный — рейтинг Немецкого Союза автолюбителей ADAC. Результаты проводимых им краш-тестов можно проанализировать как на официальном сайте этой организации, так и на многих сторонних веб-ресурсах. Хорошие оценки ADAC означают признание автокресла специалистами безопасным для малышей.

Что касается маркировки соответствия стандартам безопасности, то на детских креслах обычно указываются: версия стандарта сертификата безопасности, тип изделия в зависимости от вариантов крепления в автомобиле, минимальный и максимальный вес ребёнка, код страны, где автокресло было сертифицировано, порядковый номер изделия и его производитель.

Читать статью  Дипломные работы на тему безопасность дорожного движения

4 Хорошее автокресло должно предусматривать боковую защиту головы, шеи и плеч. В некоторых моделях (например, в изделиях Cybex или Recaro) имеется дополнительная защита в виде столика из противоударных материалов, по которому проходит ремень безопасности. На краш-тестах такая защита демонстрирует лучшие результаты по сравнению с пятиточечными ремнями.

5 Нужно убедиться в прочности каркаса изделия. Ударопрочный пластик обеспечивает автокреслу лёгкость, но металлический каркас прочнее. Если вы приобретаете кресло в специализированном магазине (а это наилучший вариант), то проконсультируйтесь со специалистом. Если вы решили купить кресло с рук, то обязательно снимите чехол и проверьте целостность каркаса. Если автокресло побывало в аварии, то каркас будет треснут, а значит, от такой покупки лучше сразу отказаться. По правилам безопасности автокресло после ДТП должно быть утилизировано.

6 Важным фактором при выборе автокресла является его стоимость. И тут степень безопасности кресла зависит от цены: дорогие устройства обычно тщательно проверены в краш-тестах, имеют высокий рейтинг безопасности, удобны и комфортны по своей конструкции, покрыты современными материалами, которые отводят влагу и не дают малышу потеть. Если финансы не позволяют приобрести дорогое автокресло или вы не планируете часто его использовать, то можно сэкономить, купив его с рук. Но не забудьте проверить, не побывало ли оно в ДТП (см. пункт 5).

Даже если вы не планируете часто использовать автокресло, лучше выбирать качественное изделие надёжного бренда. В интернете приобретать кресло не стоит, слишком велика опасность обмануться в своих ожиданиях. Такое изделие требует тщательной примерки – как к своему будущему хозяину, так и к автомобилю, в котором будет использоваться. Заочный выбор может казаться более богатым, но рисковать явно не стоит. Автокресло для малыша — это тот выбор, в котором родители ошибиться не имеют права.

Только кресло и никаких «треугольников»: что нужно знать о безопасности ребенка в машине

 Только кресло и никаких «треугольников»: что нужно знать о безопасности ребенка в машине - слайд

Ежегодно в авариях гибнет около 900 российских детей. В каждом пятом случае выясняется, что в машине нет автокресла. Родители использовали обычный ремень или удерживающие средства, которые повышают риск травм. Татьяна Буцкая, педиатр, эксперт ОНФ, председатель всероссийского общественного движения «Совет Матерей» написала для CJ материал о том, как обеспечить безопасность ребенка в машине.

В этой статье я хочу рассказать вам, как правильно выбрать автокресло и чем опасны всевозможные «треугольники», а также напомнить, как важно не оставлять ребенка в запертой машине.

Почему автокресло, а не «треугольник»?

Автокресло – это шанс выжить при ДТП. По статистике, вероятность того, что ребенок избежит смерти, увеличивается на 54 процента, если он правильно закреплен в автокресле. Риск тяжелых увечий снижается на 17 процентов, а ранений – на 15 процентов.

Казалось бы, спасительная роль автокресла очевидна. Однако некоторые родители считают его покупку слишком дорогим удовольствием. В качестве альтернативы они используют удерживающие устройства (фиксаторы, адаптеры, корректоры, «треугольники») и искренне верят, что такой защиты достаточно. Печально, но эти товары перед продажей не прошли испытаний! Их опасность стала очевидна после нескольких месяцев практики. В ДТП дети получали серьезные травмы. Чаще всего в области грудной клетки и брюшной полости. Это широко известная и общедоступная информация. Но, тем не менее, опасные фиксаторы и корректоры все равно появляются в продаже. Я уже несколько лет веду борьбу с ними. Они запрещены ПДД, однако вновь и вновь появляются на прилавках магазинов. Если вы увидите их в магазинах, сообщите об этом в социальных сетях мне или пожалуйтесь в «Росстандарт».

Какое автокресло лучше?

Принципиально важно, чтобы автокресло было качественным и надежным. Можно купить первое попавшееся, по самой низкой цене, которое позволит решить вопрос со штрафами за отсутствие автолюльки, но не гарантирует безопасности вашего чада. Берите только те автокресла, которые прошли краш-тесты на «хорошо» и «отлично». Не думайте, что они стоят дороже, чем жизнь и здоровье ребенка. Приемлемый вариант по разумной цене можно найти в итогах народной премии «Выбор родителей». В топе товаров не только самые надежные, но и самые удобные в использовании автокресла.

И еще несколько советов:

Чтобы избежать поделки, перед покупкой обязательно ознакомьтесь с сертификатом качества.

Купите автокресло накануне рождения ребенка. Свою первую в жизни поездку он должен сделать в автокресле. В Израиле, например, ребенка не выпишут до тех пор, пока родители не предъявят автолюльку. Не забудьте положить в автокресло находящийся в его комплектации мягкий вкладыш и подголовник.

Помните, что малыша нельзя надолго оставлять в автокресле. Для детей раннего возраста это чревато синдромом внезапной младенческой смерти. Он возникает из-за проблем с дыханием. Чтобы состояние ребенка находилось в норме, во время длительной поездки останавливайтесь, доставайте кроху из автолюльки и начинайте его «разминать». Подержите ребенка на руках, поносите его «столбиком» минут 10-15 и только потом снова кладите в автокресло.

Обратите внимание на правильную установку автокресла. Детей до года сажают против движения автомобиля. Шейные позвонки у них слабые, а голова — тяжелая, поэтому при столкновении нагрузка может оказаться смертельной.

Изучите инструкцию по установке автокресла. Если вы что-то сделали неправильно, вы не можете быть уверены в защите ребенка.

Поездка в такси

Вызывая такси, на котором вы собираетесь куда-то ехать с ребенком, проследите за тем, чтобы в автомобиле было установлено люлька или авторкресло по возрасту ребенка. Не садитесь в машину, если кресла нет, если водитель уверяет вас, что «ехать пять минут, можно и без кресла», если вы не уверены в том, что кресло установлено ненадежно. Обязательно сообщайте в транспортную компанию о нарушении. Откажитесь от концепции, что можно доехать без кресла. Нельзя. Да-да, даже если «пять минуточек».

«Забыли ребенка в машине»

Помимо ДТП к смерти ребенка в машине может привести забывчивость родителей. Ежегодно во всем мире гибнут сотни детей, оставленные в машине.

Такие случаи бывают и в России. Зимой дети получают обморожения, летом – становятся жертвами удушья и гипертермии, которая развивается из-за перегрева. Температура воздуха в автомобиле поднимается до 50-70 градусов. Приоткрытое окно не спасает. В течение 15-20 минут ребенок получает тепловой удар, через час-два он умирает.

Многие уверены, что забыть ребенка может только безответственный человек. Но это не так. Часто маленьких детей оставляют «потому что жалко было будить». Оставляют, несмотря на то, что закон запрещает это делать, если ребенку меньше 7 лет. Родители заходят в торговый центр на «десять минут», а выходят через два часа. Бывает, что папа или мама забывают о том, что ребенок находится в машине: приезжают на работу, а отвести по пути ребенка в детский сад или школу забывают. Не потому что они легкомысленные, а потому что находятся в цейтноте и действуют «на автомате».

Чтобы дети не гибли, в Китае и США разработали автокресла с датчиком напоминания. Он срабатывает при выключении зажигания. Громкий сигнал обращает внимание водителя на то, что автокресле находится ребенок. Такие модели стоят не дороже других, однако в России я не нашла их. Поэтому, если вы боитесь, забыть ребенка в машине, я хочу дать вам несколько советов.

Отправляясь с ребенком в дорогу, ставьте в машине детские песенки. Они вам не дадут забыть, что малыш находится в одной машине с вами.

Читать статью  Пожарная безопасность закрытых паркингов и подземных автостоянок

Оставляйте на заднем сидении рядом с ребенком свою сумку. Когда вы будете выходить из машины, вы начнете ее искать и увидите рядом малыша.

Если ребенок остается в машине с родственником или близким человеком, особенно, если такое бывает редко, не поленитесь позвонить и поинтересоваться самочувствием вашего чада. Возможно, такая мелочь поможет спасти жизнь вашему ребенку.

Ремни опасности: направляющие автолямок повышают риск детских травм в ДТП

Роскачество борется с нелегальными приспособлениями для «безопасности» ребенка в автомобиле и призывает отказаться от направляющих лямок, «треугольников», адаптеров ФЭСТ.

Содержание

«Треугольники» – нелегальный товар

Согласно проведенному Роскачеством опросу, около 20% автомобилистов считают направляющие лямки, они же адаптеры «треугольник», они же ремни ФЭСТ, достойной альтернативой каркасному детскому креслу.

И если одни автомобилисты покупают «треугольник», чтобы сэкономить на полноценном детском кресле, то другие «на всякий случай» дополняют кресло направляющими лямками в надежде обеспечить дополнительную защиту ребенку. Однако на самом деле, пользуясь подобными «аксессуарами», они подвергают ребенка опасности.

6181_R05_о небезопасных детстких ремнях безопасности.jpg

Росстандарт не раз предупреждал, что такие автомобильные детские удерживающие устройства (ДУУ) небезопасны, а потому запрещены.

– «Адаптеры», «треугольники», «бескаркасные детские кресла», «корректоры лямок ремней безопасности» и т. д., согласно положениям Правил ЕЭК ООН № 44-04, классифицируются как «направляющая лямка». Сертификация и реализация их является нарушением технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Правил ЕЭК ООН № 44-04, – рассказывает начальник отдела государственного надзора и контроля Управления метрологии, государственного контроля и надзора Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарта Карен Тадевосян.

Как правильно перевозить ребенка в авто?

Росстандарт при поддержке ГИБДД выпустил методичку о безопасной перевозке детей, где говорится, что допустимыми удерживающими устройствами являются только каркасные детские кресла и бустеры (если речь идет о детях более старшего возраста, весом от 36 кг).

«Направляющие лямки», «бескаркасные детские кресла» и перевозка ребенка на руках небезопасны и не являются аналогами детского кресла.

Как позиционируются «треугольники» и что с ними не так?

В силу маленького роста ребенка лямки автомобильного ремня безопасности на нем лежат не так, как на взрослом человеке. Например, верхняя лямка идет не по ключице, а по шее, из-за чего в случае резкого торможения ребенок может просто задохнуться. «Треугольник» якобы перенаправляет лямки таким образом, чтобы они подходили под рост ребенка. Однако тут есть два существенных нюанса. Во-первых, недопустимо возить малыша, пристегнутого обычным ремнем безопасности (с адаптером и без), потому что ребенок должен сидеть только в каркасном автокресле, где система крепления и направления лямок продумана и протестирована на соответствие Правилам ЕЭК ООН № 44-04 (для детей постарше допустим бустер). Во-вторых, испытания Росстандарта с манекеном 6-летнего ребенка, проведенные на автополигоне НАМИ, показали, что при внезапном торможении или ударе «треугольник» не только не спасает от травм, но и наносит их: из-за того, что поясная лямка подтягивается вверх, при торможении все давление приходится на область живота. И если верхняя часть тела защищена ребрами, а нижняя бедрами, то жизненно важные органы брюшной полости максимально уязвимы.

Испытания треугольника

Фото с испытаний «треугольника» (из методички Росстандарта)

Несмотря на незаконность таких суррогатов детских удерживающих устройств, они широко продаются как в интернете, так и в магазинах детских товаров, на заправках, в автомобильных магазинах и супермаркетах.

Буцкая-Татьяна.jpg

– С марта 2019 года общероссийская Общественная организация поддержки материнства и детства «Совет матерей» в партнерстве с Росстандартом проводит всероссийскую акцию «Спаси ребенка», направленную на прекращение производства, продажи и использования в России суррогатов детских удерживающих устройств («корректоров лямок ремней безопасности», «адаптеров», «фиксаторов», «бескаркасных автокресел», «треугольников», «направляющих лямок» и др.). За время проведения акции выявлено более 220 продавцов таких псевдоудерживающих устройств: это онлайн- и офлайн-магазины, в которых можно приобрести «треугольники» или «бескаркасные автокресла».

Основная проблема, с которой сталкиваются волонтеры, – сложность идентификации таких продавцов и получения их регистрационных данных для последующей передачи сведений в надзорные органы для проведения проверки.

С февраля 2021 года мы открыто называем производителей и продавцов, которые в погоне за прибылью ставят под угрозу жизнь и здоровье детей.

«У нас есть сертификаты»: как запрещенный товар попадает на полки магазинов

Специалисты Роскачества нашли «треугольники» практически на всех маркетплейсах: от «Алиэкспресса» до Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркета». Продаются они и в торговых сетях: например, мы нашли такой адаптер в магазине OBI.

Мы связались с представителями площадок и получили самые разные ответы. Первое, что бросается в глаза, зачастую сертификаты продавец предоставляет не в обязательном порядке, перед тем как начать продавать товар на площадке, а по требованию.

В Wildberries сообщили, что ответственность за товар несет не площадка, а продавец.

– Вся информация о характеристиках и другая установленная законодательством РФ информация в отношении товара публикуется, изменяется исключительно продавцом, который имеет непосредственный доступ к карточке каждого товара, ему принадлежащего. Он же несет ответственность за наличие законных прав на использование товарных знаков, наличие сопроводительной документации, комплектности и за качество поставляемых товаров, – рассказали представители Wildberries.

«Яндекс.Маркет» в ответ на наше обращение запросил у продавца ДУУ ТМ «Крошка Я» сертификат. В ответ продавец сертификат прислал, сообщив, что товар никак не нарушает закон.

В OBI нам сообщили следующее:

– Детское фиксирующее устройство является любительским аксессуаром, на упаковке размещена информация по его использованию только с автокреслом и бустером, продукт не является детским удерживающим устройством. На упаковке прописано, что это детское фиксирующее устройство, и показано, как его правильно применять. Там также указано, что товар не подлежит обязательной сертификации, – рассказал представитель магазина.

Специалисты Роскачества обратили внимание на то, что покупатель интернет-магазина не может ознакомиться с упаковкой заранее и прочитать более подробную информацию об использовании.

Ozon сразу же скрыл из поиска все небезопасные ДУУ.

Однако спустя несколько недель эксперты Роскачества обнаружили на площадке новых продавцов «треугольников». При этом представители «Озона» сообщили, что запрашивают у продавцов сертификаты соответствия в начале сотрудничества и когда появляются сомнения. В случае, когда продавец не может их предоставить, сразу принимаются меры: товар изымается из продажи, рейтинг продавца (который влияет на его место в поисковой выдаче) падает. Но если представители площадки запрашивают сертификаты сразу, то как же на онлайн-полки попадают запрещенные для сертификации товары?

начальник отдела государственного надзора и контроля Управления метрологии, государственного контроля и надзора Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

– Большинство магазинов вообще не занимается проверкой продукции и выступает в качестве площадки: это касается как онлайн-, так и офлайн-магазинов. Поскольку такие товары запрещены ТР ТС, каждый, кто продает суррогаты ДУУ, нарушает закон.

Что касается «наличия сертификатов», то, к сожалению, сейчас существует очень много поддельных документов. Например, недавно была история. Один из органов по сертификации – в нем работали директор и всего три специалиста – за несколько дней оформил несколько тысяч сертификатов! Оформил их, сославшись на протоколы результатов испытаний одной казахской лаборатории. При этом представители данной лаборатории, случайно узнав о существовании таких сертификатов, сообщили нам, что никаких протоколов они не выдавали.

В конце концов, оформить несколько тысяч сертификатов за такой короткий срок просто физически невозможно, ведь, прежде чем легально сертифицировать продукцию, нужно ее проверить, побывать на производстве и т. д. То есть все эти сертификаты были выданы незаконно. Разумеется, этот орган по сертификации был закрыт.

Читать статью  Безопасность автомобиля на газе

Или вот случай, как на бескаркасные детские кресла было представлено аж два сертификата. Первый – чистая подделка, второй – просто оформлен на другое ДУУ. Сейчас этим вопросом занимаются правоохранительные органы.

Поэтому бороться нужно не только с суррогатами ДУУ, но и с сертифицирующими органами, выдающими сертификаты нелегально! Росаккредитация в прошлом году прекратила работу около 200 органов по сертификации. Рассматривается и другая мера: на каждого специалиста по сертификации будет выделяться определенная квота, то есть он сможет выдавать ограниченное количество сертификатов за определенный промежуток времени. Таким образом, он никак не сможет внести в базу тысячи сертификатов за сутки.

В Роскачестве изучили сертификат, предоставленный крупным маркетплейсом.
В документе указано, что сертификат выдало ООО «Международный центр сертификации», находящееся в Ереване. Также указано, что сертификат выдан на детское удерживающее устройство. В качестве владельца сертификата указан предприниматель из Димитровграда. На сертификате есть единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Евразийского экономического союза.

Сертификат соответствия.jpeg

Вся продукция, выпущенная в течение срока действия сертификата, является легальной (при условии легальности сертификата), даже если срок действия самого документа истек.

Карен Тадевосян поясняет, что действие техрегламента распространяется на всю территорию Таможенного союза, включая Армению.

И поскольку сертификация «треугольников» как ДУУ на территории Таможенного союза запрещена, то остается две версии: либо сертификат выдан незаконно, либо он выдан на другое устройство.

«Треугольник» – лишь дополнительный аксессуар?

Что касается дополнения направляющей лямкой каркасного детского кресла, то ему она не нужна и будет также повышать риски травм органов брюшной полости.

– Есть правила, которые устанавливаются на уровне всего Таможенного союза. Не нужно ничего добавлять от себя и уверять, что это безопасно, если это не прошло тестов и оценки соответствия требованиям безопасности, – говорит Карен Тадевосян.

И еще: заявления, что это «всего лишь аксессуар, не подлежащий обязательной сертификации», тоже ложные сведения. Как минимум все детские товары должны соответствовать ТР ТС «О безопасности продукции, предназначенной для детей». Контроль за этим регламентом осуществляет Роспотребнадзор.

Росстандарт выпустил официальное письмо, в котором говорится, что как бы производители ни назвали суррогаты ДУУ (декоративным элементом/аксессуаром и др.), их все равно будут рассматривать как нелегальные устройства для автоперевозки детей.

На упаковке одного из «треугольников» указано, что его можно использовать только с автокреслом.

Снимок экрана 2021-07-15 в 10.56.49.png

Продаются ли суррогаты ДУУ за границей?

Мы нашли направляющие лямки на Amazon, eBay, американском Walmart.

Амазон

На Amazon «треугольники» позиционируются как безопасные

Исследования британской потребительской организации Which?, которая, как и Роскачество, входит в Международную ассамблею организаций потребительских испытаний (ICRT), показали, что подобное псевдоудерживающее устройство может быть небезопасно.

– Используя «треугольник», вы перемещаете ремень безопасности в положение, из-за которого в случае ДТП может пострадать мягкая и чувствительная область живота, – отметили в организации.

В потребительской организации Нидерландов Consumentenbond Роскачеству рассказали, что для безопасной перевозки детей необходимо наличие детской удерживающей системы, соответствующей европейским стандартам UN-R44 или UN-R129: согласно им, использование «треугольников» и других «направляющих лямок» запрещено.

Направляющие лямки были предметом горячих споров на прошедшей Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Производитель защищал свой продукт и настаивал на его безопасности, показывая результаты многих тестов с использованием манекена. При этом он обошел вопрос одного из обязательных пунктов правил, согласно которому ремень должен распределить давление на кости таза и не должен проходить в области живота.

Зарубежные организации отметили, что они рекомендуют потребителям отказываться от небезопасных направляющих лямок, но мер по очистке рынка от суррогатов ДУУ пока не принимается.

Почему очистить рынок от опасных ДУУ не так просто?

Если фальшивых сертификатов можно выпустить в объеме несколько тысяч в день, то процедура отзыва подразумевает проверку каждого сертификата в ручном режиме. Это очень долго.

Получается, что мошеннический путь довольно быстрый, а вот официальная процедура по установлению, что товар не соответствует техрегламенту, и отзыву его с рынка очень затяжная: нужно направить требования на проверку производителю и в орган по сертификации, при необходимости провести проверку. Сейчас появился новый инструмент: органы по надзору вправе самостоятельно отменить сертификат или декларацию о соответствии. Однако это также занимает определенное время, и к данному вопросу надо подходить очень тщательно и выверенно, чтобы не ущемить права добросовестных предпринимателей.

– Борьба с суррогатами ДУУ похожа на борьбу с мифической гидрой: отрубаешь ей голову, на ее месте вырастает пять новых. Другими словами, то, что мы добьемся снятия с продажи «треугольников» конкретной марки, не гарантирует, что на их место не придет аналогичный товар, – продолжает Карен Тадевосян. – Особенно это заметно в больших сетях. С маленькими магазинчиками проще: один раз оштрафуешь предпринимателя, и он с большей вероятностью прекратит продажу таких устройств, а с крупными сетями сотрудничает огромное количество сменяющих друг друга поставщиков – и каждый раз все заново.

Но пока потенциальная прибыль, видимо, превышает потенциальные риски, поэтому рынок небезопасных ДУУ по-прежнему процветает. Бороться одними запретительными мерами довольно сложно.

– Например, мы можем запретить продавцу реализовать товар, зарегистрированный под названием «Адаптер», выписать штраф. Это не гарантия того, что завтра не появится компания, которая производит «Адаптер плюс» или «Адаптер минус». Запретили продавать «треугольники»? В следующий раз могут появиться «треугольнички», – поясняет Карен Тадевосян.

И даже если в России удастся свести к минимуму практику незаконной выдачи сертификатов, есть опасность, что производители такой продукции пойдут получать сертификаты в других странах Евразийского экономического (Таможенного) союза, где не ведется такая активная борьба с суррогатами ДУУ. Поэтому особое внимание уделяется взаимодействию с органами надзора государств – членов ЕАЭС в целях внедрения единообразной надзорной практики.

Еще одна жесткая мера в этом направлении – штрафы. Сотрудник ГИБДД вправе выписать штраф 3000 рублей за перевозку ребенка, пристегнутого одним лишь «треугольником», ведь на языке закона это равно отсутствию детского удерживающего устройства (потому что по закону «треугольники» не являются ДУУ). А ведь на эти деньги можно купить детское кресло.

Поэтому наравне с запретительными мерами важно прививать культуру безопасных детских автоперевозок автомобилистам, информировать население о том, как правильно перевозить ребенка в автомобиле.

Для этого всем автомобилистам рекомендуется ознакомиться с методичкой Росстандарта. Некоторые выжимки из нее мы приводили ЗДЕСЬ.

Росстандартом уделяется особое внимание взаимодействию с ГИБДД в вопросах профилактики небезопасной перевозки детей в автомобилях среди водителей, в том числе с использованием методички по безопасной перевозке детей. «Совет матерей» регулярно передает в Росстандарт сведения о продаже нелегальных ДУУ. Роскачество принимает активное участие в распространении информации о небезопасных удерживающих устройствах и разрабатывает программу по очищению рынка от «ремней опасности».

Роскачество призывает автомобилистов не покупать направляющие лямки и бескаркасные детские кресла: они небезопасны при использовании как по отдельности, так и вместе с детским креслом!

– Анализируя поступающую информацию, активисты «Совета матерей» пришли к выводу, что основная причина, по которой детей в автомобиле продолжают пристегивать опасными «треугольниками» или перевозить в бескаркасных автокреслах, – незнание родителей о том, что в случае ДТП ребенок может травмироваться вплоть до смертельного исхода! Максимально защитить своего ребенка во время поездки на автомобиле можно, только используя сертифицированное детское удерживающее устройство, соответствующее его весу и росту, – рассказывает Татьяна Буцкая.

Проверить подлинность (выданного в России) сертификата детского кресла можно ЗДЕСЬ.

Совместно с Росстандартом и «Советом матерей» Роскачество принимает активное участие в распространении информации о небезопасных удерживающих устройствах для детей.

Источник https://programmamama.com/blog/ukhod-i-bezopasnost/kak-obespechit-bezopasnost-rebyenka-v-mashine-vybiraem-avtokreslo/

Источник https://chips-journal.ru/reviews/tol-ko-kreslo-i-nikakih-treugol-nikov-cto-nuzno-znat-o-bezopasnosti-rebenka-v-masine

Источник https://rskrf.ru/tips/rassledovaniya/remni-opasnosti-napravlyayushchie-avtolyamok-povyshayut-risk-detskikh-travm-v-dtp/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: