ГБО 2 поколения
Даже самый маленький автомобиль расходует бензин и постоянно облегчает кошелёк владельца. За комфорт необходимо платить, и в нашей стране с каждым годом платить приходится все больше и больше. Даже если автомобиль не ломается, от его использования каждый месяц набирается немаленькая сумма. Любой автолюбитель задумывается об экономии. Одним их способов сэкономить является установка комплекта газобаллонного оборудования, ведь затраты на газ меньше, чем бензин. Газ имеет массу преимуществ, и ГБО можно установить на любой двигатель: бензиновый или дизельный, карбюратор или инжектор, и даже на оборудованный турбиной или компрессором. На рынке представлен огромный ассортимент самых различных комплектов газового оборудования на инжектор и карбюратор, например, Ловато или Tomasetto.
Комплект газобаллонного оборудования для карбюраторных автомобилей
Газобаллонное оборудование начало свое развитие еще в то время, когда карбюратор был единственным вариантом, а инжектор только зарождался, и сменило ни одно поколение:
ГБО 1 поколения используется, когда автомобиль имеет карбюратор и не имеет датчиков и систем управления, только механическую часть, регулировка и настройка производятся с помощью винтов, топливо расходуется через специальный дозатор. Это самая простая и надежная схема, но она не отвечает необходимым параметрам нормы вредных выбросов и не экономит топлива. ГБО первого поколения не соответствует современному стандарту Евро. Для этого поколения характерен большой расход газа.
ГБО 2 поколения комплектуется датчиком кислорода, что подразумевает обратную связь при работе двигателя, датчики монтируются на карбюратор и инжектор с простой электроникой.
Топливо расходуется через дозатор, регулировка и настройка подачи топлива производятся за счет обратной связи с одним из датчиков, отслеживающим качество смеси. Такая схема более экономична. Но и это газовое оборудование не соответствует современным нормам Евро. Расход газа у второго поколения ненамного отличается от предыдущего поколения.
Комплект ГБО 2-го поколения
Для советской классики ГБО 2 поколения – это лучший вариант, его можно установить и на инжектор.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
ГБО 3 поколения может монтироваться на инжектор, работает с их системами управления, но без топливных карт и электрических расчетов. Топливо расходуется через дозатор, используются имитаторы форсунок и кислородного датчика. Здесь более сложная и менее надежная схема, но она более экологичная. Для этого поколения газового оборудования характерен нормальный расход газа.
ГБО 4 поколения монтируется на инжекторные двигатели, работает с их системами управления, для подачи топлива используются газовые форсунки, регулировка, настройка и весь процесс управляются электронным блоком управления. Самый лучшая схема для условий России. Газобаллонное оборудование этого поколения соответствует современным нормам Евро. Для этого поколения газового оборудования характерен нормальный расход газа. Помимо кнопки переключений, газ и бензин могут переключатся в автоматическом режиме в зависимости от того, прогрет ли двигатель, и на какой скорости едет автомобиль. Такая схема является очень удобной для автолюбителя.
ГБО 4-го поколения соответствует современным нормам Евро
ГБО 5 поколения монтируется на самые современные инжекторные двигатели и двигатели с прямым впрыском топлива, соответствует нормам Евро, работает с ЭБУ двигателя, настройка и регулировка смеси осуществляется с помощью компьютера. Оно отличается от четвертого поколения тем, что подача газа осуществляется в форме жидкости. В России распространено мало из-за низкого качества газа на заправочных станциях. Самая перспективная и передовая схема газового оборудования в мире, но для России она пока не актуальна. Для этого поколения газового оборудования характерен нормальный расход газа, управление с кнопки и автоматические режимы.
Принцип работы комплекта ГБО 2 поколения
Еще непрогретый двигатель начинает свою работу на бензине. Никаких различий с работой обычного бензинового двигателя. При достижении температуры в сорок градусов Цельсия двигатель можно переключить на газ.
При переключении топливного режима подача бензина будет перекрыта с помощью бензинового клапана, а подача газа, наоборот, открыта с помощью газового электромагнитного клапана. С газового баллона, расположенного в багажнике или под днищем машины, через мультиклапан начинается расход газа.
Газовый баллон обычно располанают в багажнике или под днищем машины
Сжиженный газ попадает в газовую магистраль высокого давления, где он фильтруется и очищается через газовый фильтр. После очистки газ попадает в редуктор-испаритель. В этом устройстве сжиженный газ снова становится газообразным, его давление приближается к атмосферному. Этот физический процесс неизбежно сопровождается понижением температуры газа. Редуктор-испаритель начинает замерзать и покрываться инеем, но он подключен к системе охлаждения автомобиля и постоянно отогревается антифризом. Далее газ поступает в двигатель и распыляется с помощью форсунок или дозирующего устройство. Настройка количества газа, подаваемого в карбюратор, регулируется с помощью регулировочного винта, инжектор же управляется ЭБУ, базируясь на настройках и показаниях лямбда зонда на карбюраторе в системах второго поколения. Как только газ попал в цилиндры и карбюратор, он сгорает, как и бензин, двигая поршни и вращая двигатель. В системах газобаллонного оборудования второго поколения, устанавливаемых на карбюраторные двигатели, компьютеры и датчики отсутствуют, поэтому настройки системы хуже, а расход и надежность — выше.
Двигатель на топливе пропан, бутан работает несколько иначе, чем на бензине
Пропан, бутан и метан отличаются от бензина. Их октановое число выше. И горят они совершенно отлично от бензина. Поэтому двигатель на таком топливе работает несколько иначе, ведь он не чувствует, какое топливо находится внутри. Если проводить аналогию, то процессы, происходящие в двигателе, будут похожи на работу двигателя от КАМАЗа, рассчитанного на бензин А-80, если залить в него высокооктановый Аи-98. Вроде, и топливо лучше, но двигатель работает хуже. Это приходит из-за того, что двигатель был настроен под другую смесь, она горит по-другому, в результате параметры и цикл работы двигателя будут нарушены.
Обычно это приводит к потере динамики и игнорируется водителями. Но последствия могут быть и хуже. При совсем ненастроенном газовом оборудовании двигатель может пострадать. Выпускные клапаны будут подвергаться воздействию недогоревшего топлива и выгорать, от температуры и такого выхлопа будет страдать катализатор.
Но это легко устраняется корректировкой угла зажигания. Смесь будет поджигаться раньше и гореть дольше. Расход снизится, динамика автомобиля может стать даже выше, чем на бензине. Всего-то необходимо установить дополнительное электронное устройство — вариатор угла зажигания — и произвести профессиональную настройку оборудования.
С помощью вариатора угла зажигания можно произвести профессиональную настройку оборудования
Дополнительное оборудование ГБО для работы двигателя
Датчик массового расхода воздуха
Газобаллонное оборудование 2 поколения в отличие от первого в своем арсенале имеет дополнительный датчик массового расхода воздуха, который подключается к дроссельной заслонке. Его показаниями руководствуется блок управления двигателем в управлении системой впрыска топлива. Исходя из показаний этого датчика, система управления определяет количество топлива, которое необходимо подать в двигатель в данный момент для образования правильной смеси.
Установка этого датчика позволяет определять правильный угол опережения зажигания. Монтируется он после фильтра и должен устанавливаться между ним и дроссельной заслонкой. Именно тут и проходит поток воздуха, который засасывается двигателем для образования смеси.
Сам по себе датчик представляет из себя мелкую металлическую сетку, по центру которой проходит нить, выполненная из платины. Ниточка нагревается до температуры свыше 700 градусов Цельсия. Проходящие потоки воздуха охлаждают нить, и по степени и скорости ее охлаждения датчик определяет, сколько через систему прошло воздуха.
Установка датчика массового расхода воздуха позволяет определять правильный угол опережения зажигания
Его напряжение изменяется и преобразуется в электрический сигнал, понятный блоку управления. При выключенном двигателе расхода воздуха и нагрева нет. Подключение датчика к месту установки и блоку управления производится с помощью провода, идущего в комплекте.
Датчик давления во впускном коллекторе
Для достижения правильной работы двигателя в системах газобаллонного оборудования второго поколения дополнительно устанавливают датчик давления во впускном коллекторе. Установка датчика давления производится во впускном коллекторе, и он необходим для сохранения правильной работы двигателя на различных оборотах. Такие датчики используются в бензиновых двигателях повсеместно и являются частью их системы управления. Датчик кооперируется с электронным блоком управления ГБО. Он рассчитывает плотность воздуха, его расход и оптимизирует процесс образования смеси и подачи топлива. Датчик может быть альтернативой датчику расхода воздуха и так же точно определять необходимый расход газа. Подключение датчика к месту установки и блоку управления производится с помощью провода, идущего в комплекте.
Датчик давления впускного коллектора необходим для сохранения правильной работы двигателя на различных оборотах
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки является еще одним дополнительным датчиком системы ГБО второго поколения. Его установка позволяет определять степень открытия дроссельной заслонки. Когда карбюратор или инжектор работают на газе, его топливная карта должна меняться. Подключение датчика к месту установки и блоку управления производится с помощью провода, идущего в комплекте.
Датчик положения коленвала
ДПК служит для синхронизации впрыска и зажигания. Наличие такого датчика подразумевается для ГБО второго поколения при монтаже на инжектор. Данные ДПК контролируют ЭБУ мотора, он устанавливает количество газа для камеры сгорания. Этим датчиком можно отрегулировать и угол поворота распределительных валов. Если в двигателе имеется адсорбер, происходит регулировка и его работы. Эти датчики могут работать на базе эффекта Холла и помогать определять необходимый расход газа. Подключение датчика к месту установки и блоку управления производится с использованием провода, идущего в комплекте.
Датчики температуры
Датчики температуры, всего их два, так же располагаются в ДВС.
Датчик температуры редуктора охраняет его от перемерзания
Первый определяет работу системы охлаждения, установка второго производится прямо на редуктор и охраняет его от перемерзания. Подключение датчика к месту установки и блоку управления выполняется с использованием провода, идущего в комплекте.
Датчик расхода кислорода
Кислородный датчик, или лямбда-зонд подсчитывает соотношения О2 в выхлопах после сгорания топлива. Лямбда-зонд обеспечивает снижение расхода топлива и сохранение норм выбросов вредных газов при работе ДВС: прогрев, холостой ход, ускорение, работа на подъеме или при повышенной нагрузке. Установка этого датчика обязательна для исполнения норм по выбросу вредных газов и экологичности автомобиля, современному двигателю такое оборудование абсолютно необходимо. Кроме того, этот датчик может существенно понизить расход газа, что существенно, если стоит карбюратор, а не инжектор. Подключение датчика к месту установки и блоку управления выполняется с использованием провода, идущего в комплекте.
Устанавливать ГБО для автомобилей своими руками не рекомендуется.
Установка ГБО 2-го поколения
При установке ГБО на инжектор или карбюратор своими руками велик риск не достичь герметичности соединений, что приведет к опасности утечки газа и вероятности возгорания. Настройка двигателя и газобаллонного оборудования для человека несведущего вообще темный лес, и если их сделать неправильно, двигатели автомобилей легко выходят из строя после неграмотной установки. И хотя в интернете существуют инструкция на любой комплект и отчеты для любых автомобилей, правильная установка и настройка требуют опыта и профессионализма.
Газовое оборудование 2 поколения на инжекторных двигателях
ГБО 2 поколения пришло на смену морально устаревшему первому поколению, и хотя отличия у этих систем не такие глобальные, газобалонное оборудование второго поколения прочно заняло свою нишу среди карбюраторных автомобилей. Но в связи с дешевезной комплекта и относительной простотой установки, у владельцев инжекторных двигателей начал возникать вопрос, а реально ли установить ГБО 2 поколения на инжектор? Давайте попробуем разобраться, стоит ли устанавливать ГБО 2 поколения на инжекторный ДВС, или все же лучше предпочесть, хоть и более дорогую, но в большей степени предназначенную для инжектора систему ГБО 4-го поколения.
На какие инжекторные авто можно установить ГБО-2
Следует понимать тот факт, что с 2008 года в России вступили в силу нормы экологического стандарта Евро-3. Это значит, что все, выпущенные с этого года автомобили должны соответствоват требованиям этого экологического стандарта.
Если рассматривать Евро-3 в разрезе газобалонного оборудования, то установка ГБО-2 на автомобили стандарта Евро-3 затрудняется наличием у таких автомобилей второго лямбда зонда. Это не значит, что установить на такие автомобили ГБО-2 нельзя. Это значит, что настройка и последующая эксплуатация ГБО-2 поколения на инжекторном ДВС автомобиля, который соответствует нормам стандарта Евро-3 затруднена и экономически необоснована. На автомобили такого класса лучше всего устанавливать ГБО 4 поколения или выше.
Если же рассматривать инжекторные автомобили ранних годов выпуска (это могут быть инжекторные модели ВАЗ, Lanos/Sens, или иномарки стандарта Евро-2), то установка ГБО-2 на них возможна и обоснована.
Выбор производителя (таблицы размеров)
Несомненно, наибольшей популярностью пользуются изделия европейских производителей, которые уже давно являются лидерами рынка:
- Tomasetto модель АТ02 (Италия)
- BRC модели Europa 2 и Europa 3 (Италия)
- Lovato LOV-T 01 (Италия)
- OMB (Италия)
- Atiker (Турция)
Их надёжность доказана временем. Более того продукция этих заводов входит в установочные комплекты основных фирм производителей газового оборудования.
Баллонная арматура является одним из главных элементов безопасности газовой системы в автомобиле. Поэтому рекомендуем выбирать проверенные механизмы известных брендов. Опасайтесь подделок!
Подобрать и купить мультиклапан ГБО Вы можете в каталоге нашего интернет-магазина, где представлены только качественные и оригинальные изделия от ведущих производителей по лучшим ценам.
Мультиклапан Томасетто Евро класса на цилиндрический баллон (с электромагнитным клапаном, правое подключение) | ||||
диаметр баллона, мм/ угол горловины | AT02 | AT02 Extra* | AT02 серия Sprint* | AT02 Sprint Extra |
200/30° | MVAT0A01.1 | MVAT0A01X1 | MVAT0201.1 | MVAT0201X1 |
230/30° | MVAT0A46.1 | MVAT0A46X1 | MVAT0246.1 | MVAT0246X1 |
244/30° | MVAT0A02.1 | MVAT0A02X1 | MVAT0202.1 | MVAT0202X1 |
270/30° | MVAT0A01.4 | MVAT0A01X4 | MVAT0203.1 | MVAT0203X1 |
300/30° | MVAT0A03.1 | MVAT0A03X1 | MVAT0204.1 | MVAT0204X1 |
315/30° | MVAT0A04.1 | MVAT0A04X1 | MVAT0205.1 | MVAT0205X1 |
360/30° | MVAT0A05.1 | MVAT0A05X1 | MVAT0206.1 | MVAT0206X1 |
375/30° | MVAT0A06.1 | MVAT0A06X1 | — | — |
400/30° | MVAT0A42.1 | MVAT0A42X1 | — | — |
450/30° | MVAT0A07.1 | MVAT0A07X1 | — | — |
500/30° | MVAT0A47.1 | MVAT0A47X1 | — | — |
левое подключение | ||||
270/30° sx* | MVAT0A03S1 | MVAT0A03SX1 | MVAT0203S1 | — |
300/30° sx | MVAT0A04S1 | MVAT0A04SX1 | MVAT0204S1 | — |
315/30° sx | MVAT0A05S1 | MVAT0A05SX1 | MVAT0205S1 | — |
360/30° sx | MVAT0A06S1 | MVAT0A06SX1 | MVAT0206S1 | — |
400/30° sx | MVAT0A07S1 | MVAT0A07SX1 | — | — |
450/30° sx | MVAT0A41S1 | MVAT0A41SX1 | — | — |
на внутренний тороидалный баллон | ||||
высота баллона, мм/ угол горловины | AT02 | AT02 Экстра | AT02 Спринт | AT02 Спринт Экстра |
180-190/30° | MVAT0A08.1 | MVAT0A08X1 | MVAT0208.1 | MVAT0208X1 |
200-204/30° | MVAT0A09.1 | MVAT0A09X1 | MVAT0209.1 | MVAT0209X1 |
220-225/30° | MVAT0A12.1 | MVAT0A12X1 | MVAT0212.1 | MVAT0212X1 |
230-240/30° | MVAT0A14.4 | MVAT0A14X4 | MVAT0214.1 | MVAT0214X1 |
250/30° | MVAT0A16.1 | MVAT0A16X1 | MVAT0216.1 | MVAT0216X1 |
270/30° | MVAT0A18.1 | MVAT0A18X1 | MVAT0218.1 | MVAT0218X1 |
300/30° | MVAT0A68.1 | MVAT0A68X1 | — | — |
330/30° | MVAT0A69.1 | MVAT0A69X1 | — | — |
на наружную тор емкость | ||||
высота баллона, мм/ угол горловины | AT02 | AT02 Экстра | AT02 Спринт | AT02 Спринт Экстра |
145/0° | MVAT0E01.1 | MVAT0E01X1 | — | — |
180-190/0° | MVAT0E02.1 | MVAT0E02X1 | — | — |
200-204/0° | MVAT0E03.1 | MVAT0E03X1 | — | — |
220-225/0° | MVAT0E06.1 | MVAT0E06X1 | — | — |
230/0° | MVAT0E08.1 | MVAT0E08X1 | — | — |
240-250/0° | MVAT0E09.1 | MVAT0E09X1 | — | — |
270/0° | MVAT0E11.1 | MVAT0E11X1 | — | — |
300/0° | MVAT0E13.1 | MVAT0E13X1 | — | — |
330/0° | MVAT0E14.1 | MVAT0E14X1 | — | — |
Extra — с выходом 8 мм | ||||
Sprint — без пожарного клапана | ||||
sx — левый |
Мультиклапан BRC Europa 2 и 3 для цилиндрических баллонов | |||
диаметр баллона, мм/ угол горловины | европа 2 | европа 3 | версия* |
200/30° | 10MV47300200 | — | STD |
230/30° | 10MV47300230 | — | STD |
244/30° | 10MV47300244 | 10M3C30S244 | STD |
244/30° | — | 10M3C30M244 | MAX |
270/30° | 10MV47300270 | 10M3C30S270 | STD |
270/30° | — | 10M3C30M270 | MAX |
300/30° | 10MV47300300 | 10M3C30S300 | STD |
300/30° | — | 10M3C30M300 | MAX |
315/30° | 10MV47300315 | 10M3C30S315 | STD |
315/30° | — | 10M3C30M315 | MAX |
360/30° | 10MV47300360 | 10M3C30S360 | STD |
360/30° | — | 10M3C30M360 | MAX |
400/30° | 10MV47300400 | — | STD |
для внутренних тор баллонов | |||
высота/диаметр баллона, мм/ угол горловины | европа 2 | европа 3 | версия |
180/30° | 10MV48301180 | 10M3T30S180 | STD |
180/30° | — | 10M3T30M180 | MAX |
190/30° | 10MV48303190 | — | STD |
200/30° | 10MV48302200 | 10M3T30S200 | STD |
200/30° | — | 10M3T30M200 | MAX |
204/30° | 10MV48304204 | — | STD |
220/30° | 10MV48303220 | 10M3T30S220 | STD |
220/30° | — | 10M3T30M220 | MAX |
225/520/30° | 10MV48301225 | — | STD |
225/580/30° | 10MV48304225 | — | STD |
225/630/30° | 10MV483G2225 | — | STD |
240/30° | 10MV48305240 | 10M3T30S240 | STD |
240/30° | — | 10M3T30M240 | MAX |
250/30° | 10MV48303250 | — | STD |
270/30° | — | 10M3T30S270 | STD |
270/30° | — | 10M3T30M270 | MAX |
270/600/30° | 10MV48303270 | — | STD |
270/630/650/720/30° | 10MV48305270 | — | STD |
для внешних тор емкостей | |||
высота/диаметр баллона, мм/ угол горловины | европа 2 | европа 3 | версия |
180/0° | 10MV490G1180 | 10M3T00S180 | STD |
180/0° | — | 10M3T00M180 | MAX |
190/0° | 10MV49004190 | — | STD |
200/0° | 10MV49003200 | 10M3T00S200 | STD |
200/0° | — | 10M3T00M200 | MAX |
220/0° | 10MV49003220 | 10M3T00S220 | STD |
220/0° | — | 10M3T00M220 | MAX |
225/0° | 10MV49003225 | — | STD |
230/0° | 10MV49003230 | — | STD |
240/0° | 10MV49005240 | 10M3T00S240 | STD |
240/0° | — | 10M3T00M240 | MAX |
250/0° | 10MV49004250 | — | STD |
270/0° | 10MV49003270 | 10M3T00S270 | STD |
270/0° | — | 10M3T00M270 | MAX |
180/0° | 10MV460G1180D | — | STD |
200/650/0° | 10MV46003200B | — | STD |
204/0° | 10MV46003204C | — | STD |
220/650/0° | 10MV46003220B | — | STD |
230/720/0° | 10MV46003230A | — | STD |
250/720/0° | 10MV46004250A | — | STD |
270/720/0° | 10MV46003270A | — | STD |
STD — выход 6 мм, приёмная трубка 8 мм | |||
MAX — выход 8 мм, приёмная трубка 10 мм | |||
A, B, C, D — для верхней горловины |
Мультиклапан LOVATO MV 305 LOV-T 01 Евро класса для цилиндрических баллонов | |
диаметр баллона, мм/ угол горловины | номер товара |
200/30° | 660000420 |
230/30° | 660000421 |
244/30° | 660000422 |
270/30° | 660000423 |
300/30° | 660000424 |
315/30° | 660000425 |
360/30° | 660000427 |
360/30° EXTRA | 660000428 |
375/30° | 660000429 |
375/30° EXTRA | 660000430 |
400/30° | 660000431 |
400/30° EXTRA | 660000432 |
500/30° EXTRA | 660000466 |
для внутренних тороидальных ёмкостей | |
высота баллона, мм/ угол горловины | номер товара |
180/190/30° | 660000452 |
200/204/30° | 660000453 |
220/225/30° | 660000454 |
230/240/30° | 660000455 |
250/30° | 660000456 |
270/30° | 660000457 |
270/30° EXTRA | 660000458 |
300/30° | 660000459 |
300/30° EXTRA | 660000460 |
для внешних тор баллонов | |
высота баллона, мм/ угол горловины | номер товара |
180/190/0° | 660000443 |
200/204/0° | 660000444 |
220/225/0° | 660000445 |
230/0° | 660000446 |
240/250/0° | 660000447 |
270/0° | 660000448 |
270/0° EXTRA | 660000449 |
300/30° | 660000450 |
300/30° EXTRA | 660000451 |
EXTRA- выход 8 мм |
Мультиклапаны Atiker MV01 Евро класс для цилиндрических емкостей (без AMP разъёма) | |
диаметр баллона, мм/ угол горловины | артикул |
200/30° | K01.001416 |
200/30° Super | K01.001580 |
230/30° | K01.001417 |
230/30° Super | K01.001581 |
244/30° | K01.001418 |
244/30° Super | K01.001582 |
270/30° | K01.001419 |
270/30° Super | K01.001583 |
300/30° | K01.001420 |
300/30° Super | K01.001584 |
315/30° | K01.001421 |
315/30° Super | K01.001585 |
360/30° | K01.001422 |
360/30° Super | K01.001586 |
400/30° | K01.001423 |
400/30° Super | K01.001587 |
к внутренним тороидальным баллонам (без AMP) | |
высота баллона, мм/ угол горловины | артикул |
180/190/30° | K01.001444 |
180/190/30° Super | K01.001608 |
200/204/30° | K01.001445 |
200/204/30° Super | K01.001609 |
220/225/30° | K01.001446 |
220/225/30° Super | K01.001610 |
230/240/30° | K01.001447 |
230/240/30° Super | K01.001611 |
250/30° | K01.001448 |
250/30° Super | K01.001612 |
270/30° | K01.001449 |
270/30° Super | K01.001613 |
к наружным тор баллонам (без AMP) | |
высота баллона, мм/ угол горловины | артикул |
180/190/0° | K01.001435 |
180/190/0° Super | K01.001599 |
200/204/0° | K01.001436 |
200/204/0° Super | K01.001600 |
220/225/0° | K01.001437 |
220/225/0° Super | K01.001601 |
230/0° | K01.001438 |
230/0° Super | K01.001602 |
240/250/0° | K01.001439 |
240/250/0° Super | K01.001603 |
270/0° | K01.001440 |
270/0° Super | K01.001604 |
Super — выход 8 мм |
Комплектующие
Для установки ГБО 2 поколения на инжектор Вам потребуются следющие составляющие:
- Газовый баллон с мультиклапаном и заправочный клапан;
- Расходная и заправочная магистраль;
- Редуктор испаритель (лучше использовать модель с встроенным фильтром грубой очистки);
- Кнопка переключения «газ-бензин» для инжекторного ДВС и набор проводов к ней;
- Механический дозатор с двумя (или одним) «винтами жадности» для регулирования подачи газовой смеси, которая поступает в двигатель;
- Смеситель с антихлопком;
- Электроклапан.
Так выглядит стандартный набор ГБО 2 поколения, в случае же с инжекторным ДВС добавляется еще два модуля, это:
- эмулятор работы форсунок;
- эмулятор лямбда-зонда
Мультиклапан Класс «В»
В состав Мультиклапана входят следующие элементы:
- штуцер для присоединения трубки от внешнего заправочного узла;
- штуцер для присоединения расходной трубки;
- вентиль, перекрывающий расходный канал;
- автоматический запорный клапан;
- клапан отсечки с поплавком, не позволяющий наполнить баллон более чем на 80%;
- магнитная система индикации уровня газа;
- скоростной клапан, который вмонтирован в расходный канал мультиклапана и перекрывает расходный канал при достижении максимальной скорости выхода газа из баллона (например, при обрыве расходной трубки магистрали).
Эмулятор работы форсунок
Особенность установки ГБО-2 поколения на инжектор заключается в том, что работа инжекторного двигателя и форсунок управляется, регулируется и диагностируется электроникой. А при установке второго поколения мы фактически получаем карбюраторный автомобиль. Т.е. для работы инжекторного ДВС на газу нам нужно отключить форсунки, что приведет к появлению ошибки «check engine».
Чтобы такой ошибки не возникало, а ЭБУ автомобиля работал в штатном режиме, устанавливают эмулятор работы форсунок (или его еще называют эмулятор инжектора). Это устройство выполняет две функции:
- при переключении двигателя на газо-воздушную смесь отключает бензиновые форсунки;
- при отключенных форсунках подает ЭБУ автомобиля сигнал, эмулируя штатную работу бензиновых форсунок.
Способы монтажа
Классификация мультиклапана связана и монтажными особенностями. Они заключаются в типах баллонов, которые бывают цилиндрическими, тороидальными внешними и внутренними.
Для любых баллонов мультиклапан размещается внутри коробки для вентиляции с выходящими наружу шлангами. Такая конструкция вызвана тем, что при разгерметизации мультиклапана нужно предотвращать проникновение газа в салон машины.
Монтаж с цилиндрическими баллонными емкостями подразумевает три варианта:
- Использование колпака (материал — силикон);
- Использование цилиндра со съемной крышкой, который приваривают к газовому баллону;
- Использование специального корпуса с крышкой из пластмассы, а так же с двумя фланцами, из которых выходят шланги вентиляции.
Баллон в виде тора, имеющий внешнюю горловину, допускает вентиляционный блок из пластмассы или силикона. Вентиляция осуществляется через отверстия в кузове, куда подводятся трубки для заправки и расхода.
Внутренние баллоны в виде тора устанавливаются под запасным колесом в багажнике. Для них используются блоки вентиляции из силикона или пластмассы.
Эмулятор лямбда-зонда
Второй узел, который устанавливается на инжекторные автомобили, при установки ГБО-2 поколения, это эмулятор лямбды. Что это такое и зачем он нужен? В современных инжекторных автомобилях уровень подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания регулирует электронный блок управления автомобилем. ЭБУ считывает показания с датчика кислорода (этот датчик следит за состоянием выхлопа, по которому определяет тип смеси – богатая или бедная) и вычисляет необходимую дозировку топлива по заводской таблице. Также, основываясь на показаниях лямбды, ЭБУ производит корректировку бензиновой смеси, обогощая или обедняя ее кислородом.
Когда же автомобиль работает на газу ЭБУ не может повлиять на состояние смеси, а любые попытки обеднить или обогатить смесь заканчиваются неудачей, что и приводит к появлению ошибки «Чек Энджин».
Функцией же электронного эмулятора лямбда зонда является перехват и корректировка имеющегося сигнала от оригинального датчика кислорода таким образом, чтобы ЭБУ инжекторного двигателя не выдавал ошибки при работе автомобиля на газу.
Баллон
Для его изготовления используется листовая сталь толщиной 3-4 мм. Баллоны имеют различный объем и форму и подбираются в зависимости от объема двигателя и конструктивных особенностей машины.
Тороидальные баллоны предназначены для установки в месте для хранения запаски в багажнике, что дает возможность сохранить полезное пространство. Цилиндрические баллоны имеют больший объем и обеспечивают увеличенный запас хода.
А можно ли не устанавливать обманки (эмуляторы)
В попытках немного сэкономить некоторые автомобилисты задаются вопросом, можно ли не ставить эмулятор лямбды или эмулятор форсунок на инжекторный автомобиль, и к чему это может привести?
Основными последствиями не установки эмуляторов будут:
- повышенный расход топлива на 10-20%
- постоянно горящий «Чек», из-за чего можно не увидеть и своевременно не диагностировать более серьезную неполадку.
Повышенный же расход газа со временем выльется в сумму, которая будет превышать стоимость лямбды сначала в 2, а потом и более раз.
Доступная экономия — ГБО 2 поколения для разных типов двигателей
Существует два вида двигателей – карбюраторные и инжекторные. Они отличаются друг от друга. Первый всасывает бензин и воздух при помощи давления. При этом дистанционная регулировка либо очень низкая, либо отсутствует вообще. А инжектор позволяет впрыскивать бензин в двигатель, используя форсунки. Все процессы контролируются при помощи бортового компьютера. Используя датчики давления, а также пучки кислорода и температуры, он получает информацию. Он позволяет контролировать подачу топлива через клапаны.
Регулировка ГБО 2 поколения
Если вы доверили установку газобалонного оборудования 2 поколения на автомобиль профессионалом, то сложностей и проблем в процессе эксплуатации возникнуть не должно, однако стоит все же знать, как можно провести регулировку ГБО 2 поколения. К проблемам может относиться повышенный расход топлива и неудовлетворительный разгон. Если проблем как таковых нет, то в любом случае периодически следует проверять и настраивать установку, по мере засорения фильтров. Что, в свою очередь, во многом зависит и от качества топлива. Если заправляться на проверенных газовых заправках, то это во-первых и безопаснее, и продлит промежуток между настройками ГБО, если они вообще будут необходимы. К тому же, как мы уже говорили, в ГБО 2 поколения практически нет сложных электронных схем и регулировка такого оборудования многим под силу.
Итак:
Принцип работы ГБО2
Принцип работы ГБО 2 поколения на карбюраторном двигателе следующий.
Газ содержится в баллоне, который оснащен мультиклапаном. Топливо поступает к клапану, используя магистральный трубопровод. Там установлены системы для фильтрации газа. Именно здесь его можно очистить от грязи, мусора и других посторонних элементов. Потом идет редуктор. Он соединен с системой, которая нужна, чтобы охлаждать двигатель. В нем газ меняет форму из воды на пар. Это получается благодаря температуре и давлению. В качестве пара газ подается в двигатель, чтобы смешаться с воздухом.
Теперь горючее поступает в смеситель. Там бензин и воздух перемешиваются, создавая смесь. На рукаве устанавливается регулятор мощности. Он нужен, чтобы регулировать количество бензина в двигателе. Если режим действует на газу, подача бензина будет пересекаться с клапаном, который находится на магистрали топлива.
Обратите внимание. Чтобы насос постоянно не ломался, клапан для бензина следует ставить между бензонасосом и карбюратором. Это необходимо, чтобы в первом был бензин, необходимый для смазывания.
Кнопка ГБО отвечает за управление системой. Если зажигание выключить, переключатель обесточивается, а топливо перекрывается.
Схема подключения состоит из трех режимов:
- Газа. Если зажигание включить, переключатель получает энергию, открыв доступ к подаче топлива. Это необходимо, чтобы улучшить запуск. На катушке зажигания будут появляться импульсы. Их увидит переключатель и откроет доступ к клапану. Топливо будет поступать до момента, пока провод не перестанет получать сигналы.
- Бензина. Здесь топливо не будет подаваться. На бензоклапан будет подано питание, которое откроет поступление бензина к двигателю.
- Перехода. Здесь подача обоих вариантов топлива будет отключена.
Вам будет интересно >> Установка ГБО на метане в авто
Схема подключения кнопки гбо
Давайте разберем схему подключения кнопки ГБО 2 поколения для инжектрного ДВС на примере изделия производителя stag2 и Digitronic.
Сразу следует отметить, что основной функционал и сам способ подключения практически у всех производителей одинаковый. Схема рекомендуемого подключения же, в обязательном порядке, должна быть в комплекте с переключателем ГБО. Схема подключения кнопки ГБО 2 поколения на карбюратор будет иметь аналогичный вид.
Набор проводов для изделий stag2 и Digitronic имеют следующие цвета:
- Белый. Подключается на датчик уровня газа в баллоне и отвечает за правильную индикацию на кнопке уровня топлива в баллоне.
- Голубой (синий) . Подключается на электромагнитный газовый клапан, который расположен на редукторе. При переключении устройства в режим работы «Газ» происходит открытие газового клапана и газ подается в редуктор. На этот же провод можно параллельно подключить дополнительный газовый клапан с фильтром и эмулятор форсунок.
- Желтый. Подключается на электромагнитный клапан перед бензиновым насосом. Когда кнопка находится в положении «бензин» питание на бензиновый электромагнитный клапан подается и автомобиль работает на родном для него топливе. Когда же автомобиль переходит в режим работы «газ» питание не подается и бензонасос не работает. Многие установщики газобаллонного оборудования не рекомендуют отключать бензонасос, а настаивают на том, чтобы он работал даже при эксплуатации транспортного средства на газу.
- Красный . Питание кнопки ГБО. Можно подключить непосредственно на плюсовую клемму аккумулятора через предохранитель и пыльник для него, входящий в комплект. В таком случае переключатель ГБО будет под постоянным напряжением. Если же Вы хотите запитать переключатель газ-бензин только при включении зажигания следует взять 12 вольт из другого места (например питание бензиновых форсунок).
- Черный. Масса, нужно подключить на корпус автомобиля.
- Коричневый . Подключается к управляющему контакту на катушке зажигания. Отсюда берется информация о количестве оборотов двигателя и соответственно происходит автоматическое переключение работы газ-бензин. В случае карбюраторного двигателя отсюда берется сигнал о том, работает двигатель или нет, в случае, если двигатель заглушен подача топлива не осуществляется.
В условиях постоянно растущих цен на бензин и дизельное топливо газобаллонное оборудование становится настоящим спасением для автовладельцев, которые часто используют автомобиль.
Установка ГБО2
Чтобы установить карбюратор в ВАЗ 2106, нам нужно открыть капот. Там расположены клапан и редуктор. Они соединены друг с другом. К клапану нужно подключить топливную магистраль высокого давления. Такие магистрали должны делаться из меди. Если у нее низкое давление, необходимо использовать резиновые шланги с газом.
К редуктору исправителю необходимо подключить патрубку от системы охлаждения. Редуктор можно установить справа, рядом с печкой.
О регулировке редуктора Томасетто ГБО 2 поколения читайте по ссылке.
Обратите внимание. Если его установить у печки, вы будете в выигрыше, поскольку печка будет помогать быстрее разогреть редуктор.
Чтобы установить соединение с системой охлаждения, вам нужно:
- Отключить патрубок, который связан с радиатором печи.
- Установить его от помпы к корпусу редуктора. Это необходимо, чтобы подать горячий антифриз.
- Установите еще один патрубок от крана печи до редуктора.
После этого нужно настроить регулятор и начать подачу газа в карбюратор. Существует два способа подачи газового топлива:
- Используя смесительную проставку.
- Используя врезку в карбюратор.
Для второго способа необходимо проделать несколько отверстий в камере карбюратора. В них нарезается резьба и вкручиваются специальные штуцера. Последние нужны для подключения газовой трубки.
Установить ГБО2 на карбюратор можно своими руками.
Плюсы установки ГБО 2 поколения на карбюратор
Газобалонное оборудование 2 поколения — система, установка которой обойдется вам не так дорого, как если бы речь шла о суперсовременном газобаллонном оборудовании. Тем более что в карбюраторах нет необходимых электронных датчиков (которые есть в инжекторных двигателях), с помощью которых функционируют ГБО последних поколений. Таким образом, вы бессмысленно переплатите за более дорогостоящие системы. Поэтому если у вас карбюраторный двигатель, то вам стоит остановить свой выбор на ГБО 2 поколения, и будете ездить на метане и пропане, экономя при этом свои деньги. ГБО 2 поколения довольно просто в эксплуатации при обязательном условии грамотной настройки и прохождения необходимых тех. осмотров.
Посмотрим на составные части ГБО 2 поколения, которые вы решили установить на карбюратор:
- Газовый баллон;
- Мультиклапан и вентиляционный блок;
- Шланги и трубопроводы, составляющие газовую магистраль;
- Заправочное устройство;
- Электромагнитный клапан с фильтром;
- Редуктор;
- Дозатор газа;
- Смеситель газа;
- Электромагнитный клапан;
- Переключатель вида топлива.
Газобалонное оборудование 2 поколения на карбюратор ставят по следующей схеме: с помощью специального смесителя (переходника) или же вообще напрямую к карбюратору проводят газовую магистраль для поступления топлива (газа). Ставятся два датчика, которые регулируются электронным клапаном подачи газа из редуктора.
Особенности ГБО 2 – карбюратор и инжектор
Газовое оборудование 2 поколения на карбюратор считается идеальным, поскольку именно на таких двигателях установлены «мокрые» впускные коллекторы. Они имеют небольшой объем, что снижает вероятность воспламенения до попадания в цилиндры. Газ под давлением поступает из баллона через мультиклапан к запорному клапану, в котором очищается с помощью фильтра. Попадает в обогреваемый редуктор, где испаряется и в газообразном состоянии через регистр мощности, регулирующий подачу, поступает в карбюратор.
Подача бензина перекрывается электромагнитным клапаном в топливной магистрали. Для предотвращения выхода из строя бензонасоса клапан необходимо монтировать за ним, так как насос смазывается бензином. Переход на другое топливо осуществляется электрическим переключателем, который обесточен при выключенном зажигании. Холодный пуск допустим только на бензине.
Перед переходом на газ необходимо дать мотору выработать бензин из поплавковой камеры. Для этого переключатель переводится в режим «Переход». Когда тяга начинает падать, устанавливается режим «Газ». Перед длительной стоянкой переключатель нужно установить в положение «Бензин». Это облегчит следующий запуск.
ГБО 2 на инжектор прекрасно вписывается, хотя здесь подача осуществляется через форсунки. Газовых на этом поколении нет, поэтому газ подается перед дроссельной заслонкой. Впускной коллектор здесь большого объема за счет ресивера для воздуха, поэтому существует риск воспламенения. Для защиты расходомера и корпуса воздушного фильтра от обратных хлопков используется специальный антихлопковый клапан.
На инжекторных ДВС подачей управляет ЭБУ, значит, переход бензин-газ можно реализовать с помощью электроники. Используется простое реле, если нет системы самодиагностики. Если есть, будет срабатывать Engine check. Для предотвращения применятся эмулятор инжектора, выполняющий две функции:
- Отключение бензиновых форсунок.
- Имитация работы ЭБУ.
Здесь используется эмулятор лямбда-зонда, управляющего составом смеси через БК. На газе кислородный датчик будет пытаться регулировать подачу, но не сможет, поскольку она зависит от настроек редуктора. Снова загорится «Чек», если эмулятор не пошлет свой сигнал в ЭБУ, имитирующий работу штатного лямбда-зонда.
Переключатель режимов имеет следующие позиции:
- Бензин.
- Газ.
- Автомат.
В последнем случае переключение происходит без вмешательства водителя. Холодный запуск здесь также осложнен.
Источник https://gboteh.ru/pokoleniya/gbo-2-pokoleniya.html
Источник https://avto-layn.ru/obuchenie/gbo-2-pokoleniya.html
Источник https://avtokart.ru/dvigateli/kak-ustanovit-gbo-2.html