Выбор и установка ГБО на новый автомобиль
Использование природного газа в качестве альтернативы бензину позволяет снизить затраты на заправку топливом. Приобретая новый автомобиль, водители для экономии выполняют монтаж ГБО. Установка оборудования сопряжена с подготовкой мест крепления компонентов системы, выбором сервисного обслуживания. Также важным моментом является процедура регистрации в органах ГИБДД.
Выбор ГБО
Подбор компонентов газобаллонного оборудования (ГБО) зависит от нескольких факторов. Первоначально необходимо определить тип двигателя. Новые автомобили оснащают силовым агрегатом с распределенным впрыском. Это значит, что газовое оборудование должно быть не ниже четвертого поколения. Если двигатель имеет моноинжекторную или карбюраторную систему питания, можно применить ГБО второго поколения.
Зная тип системы, выбирают отдельные компоненты. Газобаллонное оборудование имеет особенность: элементы разных производителей объединяют в единый узел. Таким образом, можно подобрать ГБО различных изготовителей. К тому же разница на установку оборудования на нескольких СТО может колебаться в пределах 20 %. Связано это с тем, что некоторые мастера дают гарантию на выполненную работу, а другие, наоборот, предложат подделку вместо оригинальных деталей.
Схемы ГБО четвертого поколения и выше практически идентичны. Они включают в себя:
- Заправочное устройство – к нему подключают заливочный штуцер.
- Баллон – ёмкость для хранения газа.
- Клапан – открывает подачу топлива.
- Редуктор – устройство для регулирования подачи горючего.
- Фильтры для очистки.
- Форсунки для впрыска топлива – одна на каждый цилиндр двигателя.
- Кнопка включения.
- Блок управления.
- Топливные магистрали.
Не стоит выбирать самые бюджетные компоненты. Оборудование может быть некорректно установлено или же быть ненадлежащего качества.
Установка ГБО на новый автомобиль
При монтаже газобаллонного оборудования на новую машину производитель может снять транспортное средство с гарантии. Однако в условиях современных реалий многие изготовители не отказываются от своих обязательств перед автовладельцами. Если неисправность, поломка или отказ системы возникли не из-за установки ГБО, то они будут устранены за счет производителя.
Подготовка автомобиля к монтажу системы
Установку ГБО следует выполнять только после проверки технического состояния двигателя. В первую очередь это относится к системам питания, охлаждения, зажигания и выпуска отработанных газов. Автомобиль должен быть вымыт как снаружи, так и в подкапотном пространстве. При монтаже, возможно, потребуется демонтировать бензобак либо другие узлы автомобиля. Для безопасности работы выполняют при отключенном аккумуляторе.
Выбор сервиса
Газовое оборудование может быть совершенно безопасным лишь в том случае, если оно установлено квалифицированными мастерами с опытом работы, которые ежедневно усовершенствуют профессиональные навыки. Перед окончательным выбором сервиса следует побеседовать со специалистами по установке и наладке газобаллонного оборудования, задать им интересующие вопросы.
Безопасность, монтаж и настройка
После подбора ГБО приступают к его монтажу. Выбирают места расположения редуктора, кнопки включения, топливных магистралей. Баллон, как правило, размещают на месте запасного колеса. Редуктор монтируют в моторном отсеке на неподвижных компонентах. При его размещении учитывают близость нахождения патрубков системы охлаждения. По ним в редуктор будет поступать антифриз для его обогрева. Для регулирования давления газа, в зависимости от режима работы двигателя, используют разряжение. Для этого во впускной коллектор или вакуумную магистраль врезают штуцер, подключают его к соответствующему патрубку на редукторе.
Следующим этапом размещают электромагнитный клапан. Закрепляют его также на неподвижных конструкциях в непосредственной близости от редуктора. Потом устанавливают и подключают электронный блок управления. Размещение последнего в подкапотном пространстве произвольное, единственное условие – доступность для осмотра и обслуживания. Выключатель устанавливают в салоне так, чтобы водитель мог им пользоваться без дополнительных манипуляций.
Важным мероприятием является сверление отверстий и нарезание резьбы во впускном коллекторе. В них ввинчивают штуцеры для подключения к форсункам. Важно, чтобы отверстия располагались параллельно бензиновым инжекторам для равномерного смесеобразования газа с воздухом.
После установки штуцеров на них надевают шланги равной длины. К последним подключают блок форсунок, размещенных на общей рампе. Между инжекторами и редуктором устанавливают фильтр низкого давления для тонкой очистки газа.
Для корректного монтажа параметров применяют регулировку системы управления ГБО при движении автомобиля.
Перед установкой баллона в него закрепляют мультиклапан и вентиляционный сапун для вывода возможных утечек газа за пределы автомобиля. В завершение монтируют заправочный клапан. Все компоненты системы соединяют топливными магистралями, выполняют электрические подключения. Трубопроводы и провода закрепляют на корпусе при помощи металлических клипс, саморезов, пластиковых стяжек. По завершении установки оборудование калибруют и настраивают при помощи диагностического сканера.
Приемка автомобиля после установки ГБО
После монтажа газобаллонного оборудования проводят его испытания. Двигатель заводят и прогревают до рабочей температуры. Последовательность испытания:
- Проверяют отсутствие подтекания охлаждающей жидкости, а также касание электрической проводки и топливной магистрали вращающихся или горячих поверхностей.
- Выполняют контроль герметичности и прочности компонентов ГБО избыточным давлением 16 атмосфер. Для этого закачивают в баллон воздух при закрытом выходном вентиле. Проверяют герметичность мультиклапана и сапуна. При отсутствии утечек открывают выходной вентиль.
- Для проверки герметичности компонентов ГБО после электромагнитного клапана на него подают напряжение. Все узлы и соединения обрабатывают мыльным раствором. Появление пузырей свидетельствует о наличии утечки.
- Избыточное давление стравливают, а затем автомобиль заправляют газом.
После завершения установки газобаллонного оборудования на автомобиль его передают заказчику вместе с актом приемки-сдачи и свидетельством о соответствии транспортного средства с установленным на ГБО требованиям безопасности.
Все о ГБО в 2023 году: установка, регистрация, штрафы и другое
ГБО (газобаллонное оборудование) — это специальное оборудование, которое позволяет машине работать не только на бензине или солярке, но и на газе. Благодаря такой модернизации в некоторых случаях водители могут сэкономить значительные средства на топливе. Установка ГБО входит в число самых популярных доработок автомобилей.
История создания машин на газу начинается еще XIX веке, когда англичанин С. Браун создал двигатель, который мог работать на светильном газе. В СССР выпуск автомобилей с газогенераторами начался в 1930-х годах. Первыми такими машинами стали ГАЗ-АА и ЗИС-5.
Новости 16 июня 2020 Власти предложили увеличить скидку при переводе машин с бензина на газ
Статьи 20 апреля 2018 Минимальный вред: в России придумали замену электромобилям
С тех пор ГБО постоянно модернизировалось, становилось безопаснее, надежнее и инновационнее. На данный момент современные газовые установки насчитывают уже шесть поколений и могут работать практически со всеми имеющимися двигателями. Впрочем, сама процедура перевода машины на газ в России потребует от автовладельца изрядного терпения.
И ее вряд ли можно назвать легкой. Дело в том, что любой тюнинг, который автопроизводители не оформили как заводской, считается незаконным. Поэтому установку нештатного оборудования, которое не значится в одобрении типа транспортного средства, необходимо согласовывать с ГИБДД. Для этого водителю придется собрать приличный список документов, потратить немало денег и времени.
Плюсы и минусы ГБО
Плюсы:
- Для большинства автомобилистов главным плюсом в установке ГБО является денежная выгода. Дело в том, что в России сжиженный газ гораздо дешевле бензина;
- Увеличение срока службы и качества работы свечей зажигания из-за уменьшения образование нагара на них;
- Автомобили на газу наносят гораздо меньшей вред экологии, нежели машина с бензиновыми или дизельными двигателями. Транспортные средства с ГБО нельзя считать полностью «зелеными», однако содержание окиси углерода, окислов азота и углеводородов в выхлопе у них все же меньше.
Минусы:
- Немалые затраты на приобретение ГБО и его последующую установку;
- Установка ГБО становится экономически не выгода, если автомобиль используется редко, а поездки совершаются на небольшие расстояния. Также это относится к компактным машинам с небольшим расходом топлива;
- При установке ГБО на новый автомобиль в некоторых случаях можно лишиться гарантии на двигатель;
- ГБО занимает много пространства в багажнике и салоне машины. Для малогабаритных машин это не очень удобно;
- Потеря в мощности. Этого не удастся избежать, так как газ имеет другое октановое число при неизменной степени сжатия. Особенно это актуально для двигателей небольшого объема;
- Значительная потеря времени из-за процедур легализации такого тюнинга;
- Возможные трудности с дальнейшей продажей автомобиля;
- Запрет на парковку в некоторых подземных паркингах и иных непроветриваемых помещениях.
Каким бывает газобаллонное оборудование
В баллоны закачивается топливный газ — пропан-бутан или метан. Большинство легковых машин в России ездят именно на пропан-бутановой смеси, которая получается при переработке нефти. Хранится газ в специальных баллонах в сжиженном состоянии под давлением 1,2-1,6 мПа (12-16 атмосфер). Обычно баллон устанавливают за сиденьями или в нише для запасного колеса.
Метан используется значительно реже и в основном на грузовиках. Гораздо чаще он является топливом для домашних газовых плит или котлов в частных домах. Хранится этот газ в особо прочных баллонах большого размера. Нередко установка таких емкостей может занять много места в машине.
Главный плюс метана — цена, которая в три раза ниже бензина. Однако при этом многие водители жалуются на снижении мощности двигателей при езде на метане. Кроме этого, не на всех заправках можно пополнить баллоны таким газом.
Установка ГБО
Все узлы газового оборудования подбираются к каждому автомобилю индивидуально. Главный элемент такой установки — газовый баллон. Обычного его объем не уступает бензиновому баку в машине. Чаще всего баллоны устанавливают в нишу для хранения запасного колеса. Остальные узлы ГБО подбирают в зависимости от мощности двигателя. По такому принципу, например, устанавливают редуктор, газовые магистрали и мультиклапан.
При этом специалисты настоятельно рекомендуют приобретать для установки на машину все узлы и детали ГБО от одного производителя. Проводить установку рекомендуют в профильных сервисах, зарегистрированных в налоговых органах. Также нелишним будет узнать, есть ли у них необходимые сертификаты и другие бумаги, которые могут понадобиться в дальнейшем при регистрации в ГИБДД.
Впрочем, некоторые водители решаются на самостоятельную установку оборудования или отправляются к гаражным умельцам. Однако в этих случаях гарантий безопасности и качества никто не даст.
На какие автомобили нельзя устанавливать ГБО
Ранее считалось, что ГБО нельзя ставить с двигателями с непосредственным впрыском топлива. Дело в том, что большое количество электронных приборов затрудняло возможность использования газа, и никто не был застрахован от возможных поломок и сбоев.
Но новые поколения ГБО (пятое и шестое) при желании можно адаптировать и к таким двигателям. Другое дело, что для корректной работы системе необходимо смешивать газ с некоторым количеством бензина (процентное соотношение может варьироваться). В результате, это может оказаться экономически невыгодно для автовладельца.
Стоимость установки ГБО
Услуги по установке газового оборудования оказывают огромное количество компаний и сервисов. Только в Москве их число идет на сотни. Неудивительно, что цены на переоборудование машины могут сильно варьироваться в зависимости от компании и самого устанавливаемого оборудование. В среднем в столице перевод машины на газ в 2023 году обойдется от 50 000 до 100 000 руб.
Регистрация ГБО
В России с 2015 года действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно этому документу, установка ГБО считается изменением в конструкции автомобиля и требует обязательной сертификации и регистрации. Поэтому просто так перевести машину на газ и ездить на ней по дорогам общего пользования не получится. Игнорирование этих требований грозит серьезными санкциями.
Чтобы не нарваться на штрафы, водителю придется запастись терпением, собрать необходимые документы и посетить различные инстанции. Также следует помнить о многочисленных мошенниках, которые обещают значительно упростить процедуру.
Пошаговая инструкция:
- Нужно отправиться в сертифицированную лабораторию. Там специалисты выполнят первичный осмотр машины и выдадут заключение о возможности установки ГБО;
- Далее автомобилисту необходимо посетить ГИБДД и получить там разрешение на проведение работ. Для этого будет необходимо написать соответствующее заявление;
- После получения всех необходимых разрешений можно ехать в сервисный центр для непосредственной установки ГБО. После работ водителю должны выдать справки, которые понадобятся для дальнейшей регистрации;
- Необходимо снова посетить ГИБДД и пройти заново техосмотр. После этого автовладелец получит новую диагностическую карту с отметкой об установке на автомобиль ГБО;
- Необходимо внести изменения в регистрационные документы автомобиля. Делается это также в ГИБДД. На это владельцу отводится 10 дней.
Полный список документов:
- Паспорт
- СТС
- ПТС
- Разрешение о внесении изменений в конструкцию автомобиля
- Заявление-декларация
- Диагностическая карта
- Сертификат сервисной станции
- Сертификат на ГБО и паспорт на сам баллон
- Заключение предварительной технической экспертизы конструкции машины
- Протокол технической экспертизы после изменений в конструкцию ТС
- Квитанция об уплате госпошлины.
Штрафы за ГБО в 2023 году
Водители, игнорирующие эти требования, могут быть оштрафованы на 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»). При повторном нарушении эта сумма вырастет до 5 тыс. руб., а водителю будет грозить лишение прав на срок от одного до трех месяцев.
Также машину могут снять с регистрации и изъять СТС. Чтобы этого не произошло, на переоборудованные машины необходимо одобрение проделанных работ по тюнингу, которые выдают в специализированных лабораториях.
Установка газового оборудования в авто: новые правила, новые проблемы
Вы слышали об изменении в процедуре оформления газового оборудования в машине? Нет? А ведь они вступили в силу больше года назад! Уже сейчас число отказов в регистрации значительно выросло, а дальше может стать только хуже. В частности, сама официальная процедура оформления документов на газовое оборудование может заметно подорожать. Впрочем, многое будет зависеть от содержания приказа МВД, который тихонько готовится к изданию без обсуждения с общественностью.
С верой в лучшее
Человечество, как известно, делится на оптимистов и пессимистов. Водители – не исключение. Они либо уверены, что никакие нормы и правила не помешают им переоборудовать свой автомобиль так, как хочется, либо опасаются даже надеть на колеса разноцветные колпачки. Первая группа автомобилистов не замечает препятствий, обходя их даже с нарушением закона, вторая – постоянно ожидает подвоха со стороны властей.
Вступивший в силу с 1 января 2015 года Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» однозначно относит установку ГБО к изменениям в конструкции ТС. В развитие этого нормативного акта 20 ноября 2015 года были приняты «Методические рекомендации по организации проверки выполнения требований к находящимся в эксплуатации транспортным средствам в случае внесения изменений в их конструкцию».
На очереди – приказ МВД России, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию ТС и выдаче свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Приказ не может кардинально изменить порядок регистрации ТС с внесенными в него конструктивными изменениями, но в нем можно прописать положения, не позволяющие чинить автовладельцам дополнительные препятствия и тем самым подталкивать их к регистрации своих авто в обход закона или за дополнительную плату.
Время и деньги
Однако внесение изменений в конструкцию в любом случае потребует соблюдения волокитной и многоэтапной процедуры, включающей подготовку большого количества документов, а также две экспертизы. Это займет минимум месяц и будет стоить недешево.
Устанавливать ГБО можно только в сертифицированных центрах. Заявление-декларацию сервисного центра необходимо представить при регистрации на этапе прохождения экспертизы.
ГБО может быть установлено практически на любой автомобиль. При этом благодаря низкой стоимости топлива (примерно в два раза меньше, чем стоимость бензина), цена оборудования окупается достаточно быстро. Это особенно заметно при повседневном использовании транспортного средства в коммерческой деятельности.
Но если в конструкцию автомобиля изменения внесены без разрешения ГИБДД, то эксплуатация таких ТС запрещена, а нарушителям грозит не только штраф размером в 500 рублей (ст. 12.5, ч. 1 КоАП РФ), но и штраф-стоянка. Основанием является Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация автомобилей (приложение к ПДД), где предусмотрен запрет, если «в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации» (пункт 7.18).
Только в случае соблюдения всех условий владелец ТС получит Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства с внесенными изменениями требованиям безопасности. После этого придется внести поправки в ПТС, переоформить свидетельство о регистрации ТС, а затем – периодически проводить испытания газобаллонного оборудования. Единая форма паспорта газового баллона колесного транспортного средства и правила его оформления уже утверждены.
Что делать, если вы решили установить ГБО?
Во-первых, еще до внесения изменений в конструкцию автомобиля необходимо провести предварительную техническую экспертизу на предмет возможности таких модернизаций. Затем нужно заполнить в подразделении ГИБДД заявление установленной формы и предоставить в Госавтоинспекцию следующие документы:
Источник https://moyidorogi.ru/vybor-i-ustanovka-gbo-na-novyj-avtomobil/
Источник https://www.autonews.ru/news/615411b29a7947ed9bad4ded
Источник https://www.kolesa.ru/article/ustanovka-gazovogo-oborudovanija-v-avto-novye-pravila-novye-problemy-2016-04-04