Виды тюнинга автомобилей (плюсы и минусы)
Перевод английского слова Tuning (настройка, регулировка) в полной мере не описывает направление автомобильного бизнеса (или скорее автомобильного мира), именуемого тюнингом автомобиля. Доработка конструкции, изменение режимов работы на программном уровне, изменение внешнего дизайна и интерьера – вот далеко не полный перечень того, что входит в понятие тюнинг.
Для чего нужен автотюнинг, и каким он бывает? Можно ли «тюнинговать» свою машину самостоятельно? Какая для этого нужна квалификация, и какими могут быть последствия ошибок? Каким образом сказывается тюнинг на стоимости автомобиля при его последующей перепродаже? Ответы на эти и другие вопросы интересуют широкий круг владельцев как машин премиум-класса, так и бюджетных авто.
Что такое тюнинг автомобиля и зачем он нужен
Вопреки распространённому мнению, что автотюнинг как явление появился сравнительно недавно, первые работы в этом направлении начались еще в начале прошлого века – практически сразу с серийным выпуском первых легковых автомобилей. Это и понятно, автомобиль товар не дешевый и первые автовладельцы стремились подчеркнуть индивидуальность своей машины.
В этом отношении мало что изменилось за прошедший век – именно стремление к индивидуальности подталкивает автолюбителей к изменению внешнего и внутреннего облика автомобиля и его технических (в большей степени функциональных характеристик).
И если ещё совсем недавно тюнинг автомобиля был уделом молодёжной аудитории, теперь он всё больше смещается в сторону рассудительного среднего возраста. Ведь оптимизация затрат на содержание авто может быть следствием дополнительных изменений заводской конструкции или изменений программ управления двигателем, направленных на оптимизацию характеристик машины. Например, мероприятия направленные на снижение расхода топлива на определённых режимах езды.
Тюнинг также может предполагать существенное расширение возможностей заводских моделей автомобилей, связанных не с резким увеличением мощности двигателя и разгонной динамики, а с улучшением проходимости, дублированием жизненно важных систем, повышением живучести в труднодоступной и малонаселённой местности.
Определённым группам автовладельцев принципиально важен неповторимый внешний вид и уникальная отделка интерьера автомобиля, пусть и очень дорогого в серийной комплектации. Другим интересно превратить автомобиль в информационно-развлекательный центр, напичканный аудио и видео аппаратурой.
Так что в самом общем виде тюнинг – это любые мероприятия, связанные с изменением конструкции, дизайна и/или штатных настроек, регулировок или программного обеспечения серийных автомобилей.
Виды тюнинга автомобилей
Обычно тюнинг классифицируют в зависимости от того, на что он направлен. Изменения дизайна экстерьера машины в России принято называть внешним тюнингом, интерьера – внутренним, а любые технические мероприятия – техническим.
Понятно, что такое разделение носит условный характер, например установка лебёдки на внедорожник меняет дизайн автомобиля и в то же время подразумевает технические мероприятия.
История тюнинга неразрывно связана с родиной массового автомобилестроения – США, и многие термины и определения, как и классификация, берут своё начало в Америке. Принято считать, что золотой век тюнинга пришёлся на промежуток между Второй Мировой войной и началом борьбы за экологию. В этот период и определилась классификация автомобильного тюнинга на виды и подвиды.
Аудио тюнинг
Аудио тюнинг – принципиальные изменения штатной аудиосистемы автомобиля с использованием сабвуферов, усилителей, цветомузыкальной аппаратуры, набора динамиков. Сюда же относятся видео и компьютерное оборудование, позволяющее преобразовать автомобиль в своеобразный информационно–развлекательный центр.
Тюнинг интерьера
Тюнинг интерьера – развивался в Америке не только в направлении индивидуального дизайна, использующего более качественные и привлекательные материалы, и обеспечивающий повышение комфорта внутри салона, но и ровно в противоположном направлении.
Дело в том, что «тюнингование» серийных машин для участия их в гонках (таких, например, как сверхпопулярные в США NASCAR) требовало как раз снижения комфортности салона за счёт оборудования внутри него каркаса безопасности;
Тюнинг двигателя
Тюнинг двигателя – самый сложный, но и, пожалуй, самый распространённый вид автотюнинга. До того, как в автомобилестроение пришла процессорная техника, тюнинг двигателя выполнялся за счёт внесения изменений в конструкцию: расточка цилиндров, увеличение диаметра дроссельной заслонки, установка «спортивных» распределительных валов и других.
Когда же процессами, необходимыми для работы двигателя, стала управлять электроника, появилась возможность оптимизировать работу мотора под пожелания автовладельца программными методами (так называемый чип–тюнинг).
Тюнинг подвески
Тюнинг подвески – для легковых автомобилей направлен на улучшение управляемости на высоких скоростях. Результаты достигаются за счет установки спортивных элементов (пружин, амортизаторов, проставок). Как следствие уменьшается дорожный просвет машины.
Для внедорожников решается обратная задача: повышение проходимости за счёт увеличения дорожного просвета.
Тюнинг кузова
Тюнинг кузова – изменение экстерьера автомобиля. Поначалу, предполагалось не только качественно иное эстетическое восприятие машины (нанесение рисунка, покраска жидкой резиной, оклейка пленкой), но и улучшение аэродинамических характеристик за счёт установки дополнительных элементов (бамперов, антикрыла, спойлеров).
Впоследствии дополнительные элементы часто стали носить декоративный характер, не только не улучшая, но порой и ухудшая реальную аэродинамику машины.
Тюнинг колёс
Тюнинг колёс – замена серийных дисков на нестандартные, ярко выделяющиеся блестящей никелированной поверхностью, окраской или размерами стала в Америке очень популярным видом тюнинга. В сочетании с соответствующей резиной такие колёса придают автомобилю ярко индивидуальные черты.
При замене родных колес автомобиля на шины и диски другого типоразмера, рекомендуем воспользоваться нашим визуальным шинным калькулятором.
Традиции тюнинга тесно переплелись с реставрационно-восстановительными работами и стали основой множества стилевых направлений. Наиболее значимые из них – это хот-род, лоурайдер, VIP-стиль и дрэг-рэйсинг.
Хот-род
Хот-род – машины 40-60х годов прошлого века с модернизированными двигателями, позволяющими развивать максимальную скорость. Как правило, с машин снимают часть обвеса, чтобы убрать лишний вес.
Лоурайдер
Лоурайдер – машина с очень низким дорожным просветом, оборудованная особой гидравлической системой, встроенной в ходовую систему и позволяющей автомобилю совершать эффектные движения: подниматься на дыбы, переваливаться с боку на бок, прыгать.
VIP –стиль
VIP –стиль зародился в начале 1990-х годов в Японии. По легенде, местная мафия вынуждена была пересаживаться с популярных Mercedes AMG на японские машины, и тюнинг напрашивался сам собой. Характерные черты VIP-стиля – это низкая как у лоурайдеров посадка, обвес по кругу, широкие нестандартные колеса (как следствие – отрицательный угол развала) и роскошная аудиосистема.
Дрэг-рэйсинг
Дрэг-рэйсинг – направление автоспорта, в котором соревнования проходят на прямом участке трассы длиной ¼ мили (402 метра), а соотношение мощности двигателя и веса машины позволяет проходить эту дистанцию менее чем за 10 секунд (рекорд России – 6,325 секунды).
В мировом профессиональном дрэг-рэйсинге мощность двигателя может достигать нескольких тысяч лошадиных сил.
Достоинства и недостатки автотюнинга
Вне всякого сомнения, тюнинг – интереснейшее и увлекательное занятие. Владельцы тюнингованных автомобилей выделяют в нем следующие преимущества:
- Занимается ли автовладелец тюнингом самостоятельно или пользуется услугами профессионалов, он получает автомобиль с ярко выраженными индивидуальными особенностями и улучшенными характеристиками.
- Практически всегда тюнинг становится хобби (а иногда и стилем жизни) для автолюбителя, расширяется его кругозор, в жизни появляются новые интересные грани.
- Появляется новый круг знакомств в среде других, увлечённым тюнингом людей.
Однако тем, кто впервые решил заняться тюнингом собственного автомобиля, следует помнить, что необходимо тщательно взвесить свои возможности с пониманием того, что за небольшие деньги без должной подготовки и квалификации можно получить весьма скромный, а иногда и плачевный результат.
Наиболее распространённая иллюстрация к этому – чип-тюнинг двигателя. Конечно, от такой операции хочется сразу всего: увеличения мощности двигателя, снижения расхода топлива, да ещё и увеличения крутящего момента. Но даже мало знакомые с техникой автовладельцы понимают (возможно, не сразу) что так не бывает, и улучшение одних параметров получают, как правило, за счёт ухудшения других.
Кстати перепрограммирование электронного блока управления двигателем дает ощутимые результаты (до 20% повышения мощности) только на турбированных двигателях.
При этом работу должен выполнять квалифицированный специалист с использованием программного обеспечения, разработанного тем же автопроизводителем. В противном случае никаких гарантий, что внесённые изменения не приведут к недопустимым нагрузкам, как в самом двигателе, так и сопряженных с ним системах (сцепление, коробка передач, ходовая). А гарантированно качественная работа не может стоить дёшево.
Главный же недостаток любого тюнинга – его зачастую отрицательное влияние на стоимость автомобиля при последующей перепродаже. Конечно, бывают случаи, когда продуманный и грамотно исполненный тюнинг даже несколько повышает стоимость автомобиля, но подавляющее большинство покупателей на вторичном рынке предпочитают серийный вариант, эксплуатировавшийся в условиях неагрессивной езды.
И в этой ситуации остаётся только вариант «растюнинговать» автомобиль до серийного состояния. Кстати, на Западе доведение автомобиля до начального состояния считается также одним из направлений тюнинга.
Видео: шедевры тюнинга автомобилей
Что такое тюнинг автомобиля
Сталкиваясь с понятием «тюнинг авто», что это такое не знают только начинающие автолюбители. На российских дорогах часто встречаются иномарки с аэродинамическими обвесами, прямоточными глушителями, мощными акустическими системами. На дорогие внедорожники устанавливаются силовые обвесы, нередко встречаются машины с аэрографией.
Тюнинг на Западе и в России
В Америке, откуда к нам и пришло это понятие, тюнинг начал развиваться в начале прошлого века. Выражаясь техническим языком, тюнинг авто — это доработка серийных автомобилей заводского производства.
Состоятельные автолюбители, которым хотелось выделиться на дороге, начали заказывать переделки в автомастерских. Маленькие сервисы со временем превратились в тюнинговые компании. Такие известные фирмы, как «AMG», «BRABUS», процветают до сих пор, работая по заказам частных лиц и таких автопроизводителей как «Мерседес».
Американский тюнинг авто — пример
Увлечение переделками автомобилей не ново и в России, хотя появилось позже, чем на Западе. Еще во времена СССР народные умельцы увеличивали «Запорожцы» до длины лимузина, делали кабриолеты из «Жигулей».
С массовым приходом иномарок хобби автолюбителей получило новый толчок. В стране появились тюнинг-ателье, небольшие изменения экстерьера или салона можно заказать в рядовых автосервисах.
Отечественный тюнинг ваз 2103
Естественно, что увлечение тюнингом характерно для молодежи, которой хочется выделить свою машину ярким видом или скоростью. Но и состоятельные водители среднего возраста не пренебрегают переделками интерьера, улучшением акустической системы, установкой на внедорожник силового обвеса.
Тюнинг и закон
Не все, что входит в тюнинг автомобиля разрешено российскими правилами. Все значительные модернизации автомобиля нужно регистрировать в ГИБДД.
Необычные машины чаще останавливают на дорогах и придирчиво проверяют документы. Конечно, поменять колесные диски или установить спортивный руль можно без разрешений. Прямо запрещены глухое тонирование лобового стекла, установка слепящего головного света.
Примеры запрещенных и разрешенных надстроек авто
Без разрешения нельзя поменять части автомобиля, на которых выбит серийный номер машины (двигатель, стакан амортизатора «Жигулей»), полностью или частично перекрасить кузов.
Нужно заметить, что сложности (со штрафами, вплоть до конфискации) возникают, в основном, при самодельной переделке авто без разрешения.
Если вы заказываете тюнинг в специализированном ателье, его специалисты знают, как получить разрешение и узаконить доработки.
Виды тюнинга
Тюнинг касается любых элементов, систем и узлов автомобиля, начиная с кузова и заканчивая ходовой частью. Профессионалы выделяют внешний тюнинг, который касается кузова автомобиля, внутренний (интерьер и оборудование), технический (двигатель, подвеска, выхлопная система). Рассмотрим наиболее популярные виды модернизаций.
Тюнинг салона
Непривлекательные примеры самодеятельного тюнинга всем знакомы. Если владелец поменял штатные коврики на ковровые дорожки, повесил на окна занавески с бахромой — это уже примеры тюнинга салона.
Оклейка салона виниловой плёнкой
К простым способам самостоятельного тюнинга относятся оклейка переднего отсека виниловыми пленками, применение меховых чехлов для кресел.
Профессиональный тюнинг может полностью изменить вид салона. В него входят:
- перетяжка сидений, обивки, дверных карт натуральной кожей, алькантарой, комбинированными материалами;
- укладка нового полового покрытия;
- установка люка в крышу;
- декорирование «торпедо» вставками из натурального дерева.
Тюнинг салона может быть направлен не только в сторону роскоши. Спортивный стиль предусматривает установку спортивного руля, сидений с боковыми поддержками, металлических накладок на педали управления, дополнительных приборов.
Аудиотюнинг
Модернизация акустической системы автомобиля вплотную примыкает к тюнингу салона, но стоит гораздо дороже. Качество музыкальных систем бюджетных автомобилей, состоящих из магнитолы и двух динамиков, не удовлетворяет любителей музыки. Увлечение аудиотюнингом обычно начинается с установки качественной автомагнитолы и дополнительных колонок.
Пример аудиотюнинга в багажнике
Дорогие тюнинговые акустические системы включают до 12 динамиков, дополненных усилителями, кроссоверами, процессорами. Для мощного сабвуфера четырехполосной акустической системы изготавливается специальный фазоинверторный корпус, занимающий весь багажник машины.
Акустический тюнинг машины — это область, которая уже стала своеобразным спортом. По автозвуку проводятся официальные чемпионаты мира и России, состоящие из нескольких этапов.
Пример аудиотюнинга с мониторами
Справедливости ради нужно заметить, что машины готовятся специально к соревнованиям, их практическое использование трудно представить.
Тюнинг двигателя
Технический тюнинг затрагивает и выхлопную систему, подвеску автомобиля. Любители мощного звука двигателя устанавливают на автомобиль прямоточные глушители. Такой глушитель увеличивает и мощность двигателя, но может вызвать придирки дорожной полиции из-за вредного выхлопа.
Для понижения клиренса применяются колеса с низкопрофильной резиной, требующие установки новых амортизаторов и пружин. На спортивных внедорожниках дорожный просвет увеличивается. Для этого применяются специальные проставки, амортизаторы с длинным ходом, пружины с увеличенным количеством витков.
Пример тюнинга двигателя авто
Форсирование (увеличение мощности) двигателя требует сложных расчетов и таких работ, как расточка цилиндров, замена клапанов, шатунов, поршней. Новой разновидностью модернизации двигателя стал чип-тюнинг.
Чип-тюнинг
Стандартные двигатели иномарок настраиваются под жесткие экологические стандарты. Большинство автопроизводителей настройками электронного блока управления искусственно дефорсируют мотор, снижая динамические характеристики. Управляющая электроника уменьшает мощность двигателя, ограничивает максимальную скорость машины.
Изменение электронных настроек (на английском языке называется «chip-tuning») на программном уровне отключает отсечки по оборотам, вихревые заслонки, снимая ограничения скорости.
Чип-тюнинг авто
Это обеспечивает атмосферным или турбированным двигателям прирост мощности (от 7 до 30%), улучшает динамику разгона, крутящий момент на низких оборотах.
Чип-тюнинг не изменяет налоговых характеристик автомобиля, не затрагивает физических узлов мотора, не увеличивает износа цилиндро-поршневой группы. Специалисты, проводящие перепрошивку, могут в любой момент вернуть базовые настройки.
Тюнинг кузова
Самым простым способом изменить экстерьер авто становится установка необычных колесных дисков. Для придания серийной машине спортивного вида применяются аэродинамические обвесы, установка «антикрыла». При более сложных модернизациях на автомобиль устанавливаются тюнинговые бамперы, обтекатели, декоративные воздухозаборники.
Тюнинг дисков автомобиля
К декоративному тюнингу относятся аэрография и подсветка кузова. Оригинальный рисунок украсит автомобиль. Аэрография не требует разрешения ГАИ, так как не изменяет основной цвет кузова.
Аэрография на кузове авто
Для подсветки кузова используются светодиодные ленты, которые монтируют на пороги, днище машины, в решетку фальшрадиатора, внутрь колесных дисков.
Подсветка кузова автомобиля неоном
В другом направлении идет кузовной тюнинг внедорожников. Для безопасности кузова при движении по сложным рельефам применяются силовые обвесы, в которые включаются кенгурятники, усиленные пороги, защиты днища. Силовой обвес дополняется установкой лебедок.
Популярные стили тюнинга
Пример авто хот-род стиля
Такие виды тюнинга, как хот-род, лоурайдер, VIP-стиль, драг-рэйсинг, в России не приобрели массовой популярности. Российские автолюбители не переделывают антикварные автомобили под мощный современный двигатель (хот-род).
Пример стиля тюнинга лоурайдер
Не получил популярности лоурайдер, при котором гидравлическая подвеска позволяет серийному автомобилю прыгать, вставать на дыбы, преодолевать необычные препятствия.
Пример японского VIP стиля
Японский VIP –стиль в России приобрел национальные черты, но излишняя роскошь внешней и внутренней отделки тоже используется в тюнинге достаточно редко.
Пример тюнинга авто для драг рейсинга
Исключением стал драг-рэйсинг, которым увлекается состоятельная молодежь больших городов. Гонки на специально переоборудованных спортивных машинах на четырехсотметровую дистанцию проходят ночью.
В них фиксируются рекорды России (6,325 секунды), которые пока отстают от достижений западных профессионалов (4,428 секунды). Для соревнований машины готовятся форсированием двигателя или установкой моторов от спорткаров.
Преимущества, недостатки, опасности тюнинга
Преимущества грамотного тюнинга очевидны. После модернизации экстерьера ваша машина будет выделяться на дороге. Тюнинг салона сделает машину удобной для использования, все детали будут подобраны по вашему вкусу. Чип-тюнинг двигателя приводит к улучшению динамики машины, экономии топлива.
Главным недостатком тюнинга можно считать значительные финансовые вложения. Рассматривая доработки автомобиля с практической стороны, нужно заметить, что автотюнинг — это дорогостоящее увлечение.
Стоимость полностью «нафаршированной» машины может в несколько раз увеличить цену заводского автомобиля. Продать такую машину, вернув хотя бы часть вложенных денег, проблематично.
Опасности тюнинга касаются, в первую очередь, самодеятельных переделок. Небрежно приклепанное самодельное антикрыло может оторваться в любую минуту, повредив другие машины.
Неправильно установленный ксенон, дополненный прожекторной рампой на крыше, слепит встречные машины, приводит к авариям. При установке большого количества электрооборудования без предварительных расчетов повышается риск коротких замыканий, возгорания машины.
Заключение
Даже заказывая тюнинг в специализированном ателье, рассчитывайте свои возможности. При обычном движении по российским дорогам нет смысла снимать ограничения «максималки» в 250 километров в час, дополнительно форсировать двигатель.
Для езды на таких скоростях нужны специальные трассы, навыки спортивной езды. Лихачество на спортивных тюнингованных машинах в обычном дорожном трафике приводит к авариям.
Чем является тюнинг, каким он бывает, и зачем его делают
Если дословно переводить английское слово tuning, то получается регулировка или настройка. Это понятие не способно в полной мере отразить суть такого направления в автомире, как тюнинг. Здесь речь идёт о конструктивных доработках, внешних изменениях, технических настройках, перепрограммировании автомобильной электроники и многое другое. Не все автомобилисты и просто автолюбители в полной мере понимают, что это такое, зачем нужен тюнинг и какие процедуры он в себя включает.
Что это
Начнём с вопроса о том, что же такое тюнинг автомобиля. Многие почему-то считают автотюнинг новым веянием в мире машин. Но в действительности первые доработки транспортных средств начались буквально сразу, как начали выпускать первые серийные модели еще в начале 20 века.
Причины для тюнинга в то время ничем не отличаются от нынешних. Это стремление сделать автомобиль более индивидуальным, подчеркнуть его особенности и выделить на общем фоне. Стремление к индивидуальности не исчезло за многие десятилетия, а только усилилось. Оно заставляет автовладельцев менять внешний и внутренний вид своего железного коня, а также корректировать стандартные технические возможности.
Нельзя отрицать тот факт, что раньше тюнингом занимались исключительно молодые автолюбители. Но теперь доработки всё чаще интересуют взрослых и рассудительных людей. Это обусловлено возможность оптимизировать работу автомобиля, снизить затраты на его содержание с помощью некоторых изменений заводского варианта исполнения машины. Есть целый ряд мер, позволяющих путём модернизации снизить расход топлива.
Тюнинг направлен не только на улучшение имеющихся возможностей, но и на создание новых функций. Выбор направления во многом зависит от того, какие именно цели преследует автовладелец.
Одни стремятся на базе стандартного заводского авто создать внешне изысканный шедевр, то есть они заинтересованы сугубо в изменениях внешнего восприятия. Другие хотят повысить комфорт, и сделать нахождение внутри машины максимально приятным. А есть и такая категория автомобилистов, которые не так важно, как авто выглядит внешне или смотрится изнутри. Им главное добиться максимальной мощности, повысить динамику разгона и улучшить технические параметры.
В связи с этим у тюнинга нет чёткого определения. Это любые работы, процедуры и мероприятия, направленные на изменение конструкции, внешнего вида, заводских настроек и функций.
Стоит отметить и то, что считается тюнингом автомобиля с позиции ГАИ или ГИБДД. Каждый владелец нестандартной и модернизированной машины подтвердит, что Госавтоинспекция не очень любит и жалеет такие автомобили. Это обусловлено возможными нарушениями, возникающими при внесении изменений в конструкцию или техническую составляющую транспортного средства.
Та же новая аудиосистема не может считаться правонарушением, и не входит в перечень запрещённых процедур по переоборудованию автомобиля. Но если установить слепящий встречные машины ксенон, использовать глухую тонировку на лобовом стекле или форсировать двигатель, не изменив при этом характеристики в официальной документации, ждите штрафов и возможности конфискации ТС до полного устранения неисправностей.
К выбору тюнинга нужно подходить очень внимательно и осторожно. Никто не выступает против того, чтобы улучшать проходимость машины, снижать расход топлива, повышать уровень комфорта. Но тюнинг не должен иметь обратный эффект, проявляющийся в виде ухудшения управляемости, снижении безопасности или нанесения вреда другим участникам дорожного движения.
Делая что-то новое, всегда следует помнить о правилах, нормах и законах. Идти вразрез законодательству настоятельно не рекомендуется. Можно наглядно посмотреть, как делают незаконный тюнинг и к чему это приводит в итоге. Форсируя двигатель на непредназначенной для этого машине, есть риск потери управления, взрыва силового агрегата. Какие-то доработки в салоне с использованием большого перечня энергозависимого оборудования, приводят к выходу из строя генератора, коротким замыканиям и возгораниям машины, поскольку она не выдерживает такие нагрузки.
Законы придумываются не просто так, а с целью обеспечить безопасное движение всем его участникам.
Существуют различные виды тюнинга для автомобилей, вне зависимости от их ценовой категории или исходных технических характеристик. На доработке какого именно типа остановиться, каждый автовладелец будет решать самостоятельно.
Нужно понять, чего не хватает машине в её нынешнем состоянии, и какими законными, безопасными методами эти недостатки можно компенсировать.
Традиционно тюнинг делят на несколько категорий, в зависимости от того, какие цели преследуются. Если это внешние изменения кузова, то тогда речь идёт о внешнем тюнинге. Корректировка интерьера считается внутренним тюнингом, а любые перемены в техническом плане уже классифицируют как технический тюнинг.
Но любая классификация достаточно условная, поскольку один элемент может выполнять несколько функций одновременно. Обвесы и антикрылья создают превосходный визуальный эффект, но также обеспечивают лучшую прижимную силу. Монтируя на внедорожный автомобиль лебёдку, также меняется внешний вид авто, но такая работа считается технической доработкой.
Можно выделить несколько наиболее распространённых и популярных направлений в тюнинге. Они касаются:
- аудиосистем;
- интерьера;
- мотора;
- кузова;
- подвески;
- колёс.
Плюс отдельно рассмотрим несколько наиболее уникальных и необычных направлений, пользующихся спросом у определённых групп автолюбителей.
Делая какие-то доработки для машин, помните о безопасности и законе. Очень часто автомобилисты делают то, что противоречит законодательству и несёт прямую угрозу самому водителю, а также другим участникам движения. Перед тем как модернизировать авто, применяя тот или иной тюнинг, подумайте о последствиях.
Аудиосистемы
Установка новой аудиосистемы, которая заменяет собой штатную магнитолу, уже считается тюнингом. Только он бывает абсолютно разным, в зависимости от того, насколько сильно меняются возможности мультимедийной системы транспортного средства.
Аудиотюнинг подразумевает установку и замену таких компонентов как:
- сабвуферы;
- усилители;
- колонки;
- цветомузыкальные комплексы;
- динамики;
- мониторы;
- компьютеры;
- видеооборудование и пр.
Большое количество автомобилистов преследуют цель создать из своего стандартного железного коня настоящий мультимедийный развлекательный центр.
С этой целью полностью меняется аудиосистема, в потолок или подголовники устанавливаются мониторы, в багажнике располагается усилитель с сабвуфером, и многое другое.
Аудиотюнинг является популярным направлением в мире доработок машин. Существуют даже специальные соревнования и выставки, на которых автовладельцы демонстрируют возможности своих аудиосистем.
Интерьер
У тюнинга интерьера для авто есть огромная армия поклонников. Причём многие воспринимают это направление сугубо как способ улучшить и модернизировать салон за счёт новых, высококачественных и необычных материалов.
Мода на доработку салона пришла из США и широко распространилась по всему миру. В большинстве случаев такой тюнинг действительно предусматривает выполнение процедур, целью которых является увеличение уровня комфорта и создание индивидуального дизайна.
Но существует и совершенно противоположное направление. Тюнинг интерьера также может быть нацелен на устранение всего лишнего. Это касается доработки автомобилей, которые принимают участие в гоночных заездах. Чтобы максимально снизить вес машины, но повысить безопасность, из салона серийной машины убирают практически всё. Внутрь монтируется защитный каркас, максимально упрощается приборная панель, меняется руль и зачастую остаётся лишь одно водительское кресло.
В своём классическом понимании тюнинг, направленный на изменение салона, может включать следующие мероприятия:
- установка чехлов на кресла;
- замена сидений;
- обшивка руля;
- замена потолка;
- установка ковриков;
- монтаж хромированных деталей на центральную консоль и торпедо;
- замена приборной панели;
- замена рулевого колеса;
- установка или замена штатного подлокотника и пр.
Если же речь заходит об установке более эффективного климатического оборудования или о монтаже подогрева сидений, то это считается уже техническими доработками. Они способны повлиять на интерьер и украсить его, но при этом основной целью является повышение функциональности. Ещё одно подтверждение того, что между разными видами тюнинга есть непосредственная связь, и практически отсутствуют чёткие границы. Всё взаимосвязано.
Двигатель
Куда более серьёзным в техническом плане выглядит тюнинг силового агрегата. Это наиболее сложный, но и одновременно с этим самый распространённый вид доработки транспортных средств.
Причём никто не заставляет автовладельцев повторять решения, в популярных фильмах об уличных гонщиках, где в техническом плане от серийного автомобиля практически ничего не остаётся. Только внешний вид.
Прежде чем автомобили начали оснащать электроникой и электронными блоками управления, любой тюнинг подразумевал внесение исключительно конструктивных изменений. В именно:
- растачивали цилиндры;
- увеличивали диметр заслонки дросселя;
- монтировали распредвалы спортивного типа и пр.
То есть целью было изменить базовые характеристики машины.
Но когда за работу двигателя во многом начала отвечать электроника, появилось совершенно новое направление, которое принято называть чип-тюнингом. С его помощью происходит оптимизация работы силовых установок программным путём. Если говорить грубо, к электронному блоку управления подключается компьютер, меняются настройки и всё, двигатель функционирует совершенно иначе.
При этом никто не отказывается от классического технического тюнинга путём замены составляющих подкапотного пространства. Те же фильтры нулевого сопротивления или монтаж ГБО являются полноценным образцом технических доработок, поскольку они напрямую влияют на работу двигателя.
Тюнинг двигателя может преследовать различные цели. Одним нужно повысить мощность, улучшить динамику разгона и обеспечить более высокие показатели максимальной скорости. Другие же, путём внесения некоторых изменений в конструкцию мотора или работу его электроники, снижают расход топлива и стараются сделать машину более экономичной.
Тюнинг не направлен исключительно на повышение характеристик. Это также способ оптимизировать затраты на эксплуатацию транспортного средства. При нынешних ценах на топливо много кто готов доработать машину, чтобы снизить потребление бензина с 10 до 8 литров на 100 километров. Либо применить иные решения, направленные на увеличение или уменьшение эксплуатационных параметров автомобиля.
Подвеска
Некоторые автовладельцы справедливо жалуются на то, что подвеска их автомобиля не отрабатывает должным образом, работает слишком жёстко или наоборот, оказывается чрезмерно мягкой для наших дорог.
Чтобы улучшить уровень комфорта, а также увеличить эффективность управления машиной при движении на большой скорости, проводят доработку подвески. Такой тюнинг пользуется объективным спросом, поскольку не все покупаемые машины отвечают требованиям и условиям эксплуатации.
Для модернизации подвески меняют её компоненты, среди которых чаще всего фигурируют амортизаторы, пружины и проставки.
Доработка подвески во многом зависит от того, какой цели хочет добиться владелец. Если ему нужно стабилизировать поведение и управляемость на высокой скорости, машину занижают. Для участия в гоночных соревнованиях, вопреки комфорту, приходится делать подвеску более жёсткой.
Когда машина слишком низкая, из-за чего не может проходить сложные участки и выезжать на серьёзное бездорожье, тюнинг подразумевает увеличение дорожного просвета. Такая практика распространена среди владельцев внедорожников и кроссоверов.
Кузов
Именно за счёт кузовного тюнинга удаётся изменить восприятие стандартного транспортного средства, которое в идентичном виде сходит с конвейера в огромном количестве экземпляров.
Чтобы серийная машина выглядела не как у вас, проводятся специальные внешние доработки. Изменение кузова и есть внешний тюнинг авто. При таком автотюнинге все усилия направлены на модернизацию экстерьера. Хотя не всегда. Иногда наружные доработки позволяют повлиять на технические составляющие автомобиля.
Изначально, когда зарождалась и стремительно развивалась мода на тюнинг, автомобилисты меняли не только внешний вид, чтобы повысить эстетическое восприятие авто. Также ключевым компонентом доработки считалась установка аэродинамических элементов. Это разные антикрылья, бампера и спойлеры. Они действительно меняли поведение автомобиля, и приносили пользу в плане прижимной силы.
Постепенно аэродинамические обвесы, антикрылья и спойлеры стали скорее декоративными элементами. Они перестали выполнять свою изначальную функцию. Можно сказать даже больше. Очень часто при нынешних внешних изменениях декоративные спойлеры и бампера, якобы улучшающие аэродинамику, на практике только ухудшают поведение машины. Она становится менее устойчивой на высокой скорости, нарушается балансировка. Потому к выбору подобных компонентов следует подходить предельно внимательно.
В настоящее время существует множество решений, позволяющих изменить внешность стандартного серийного автомобиля. К ним относятся:
- покраска;
- наклейки;
- вставки;
- накладки;
- жидкая резина;
- хромированные элементы;
- аэрография.
Наиболее сложным и дорогим способом изменить внешний вид машины за счёт тюнинга считается аэрография. Это нанесение уникального рисунка на часть кузова или весь автомобиль.
Услуги аэрографии пользуются заслуженным спросом. Они выглядят невероятно эффектно и могут заставлять всех прохожих и автомобилистов обращать внимание на машину.
Есть и более дешёвая альтернатива в виде наклеек, но они недолговечные, имеют менее презентабельный внешний вид. Зато при желании их можно быстро снять и заменить на новые.
Колёса
Самым простейшим примером тюнинга является замена штатных заводских колёс. Многих автовладельцев справедливо не устраивает внешний вид дисков, которые поставляет производитель и предлагает в выбранной комплектации.
Потому часто первое, с чего начинают любители выделиться, это замена дисков. Ассортимент колёсных дисков огромен, что позволяет выбрать подходящий размер, дизайн и материал. Если грамотно сочетать диски с резиной, моментально меняется внешнее восприятие транспортного средства.
Хотя замену колёс можно считать внешним и техническим тюнингом, эксперты рассматривают её как отдельное направление.
Особые виды тюнинга
Есть несколько особенно ярких направлений в мире автотюнинга, которые заслуживают внимания. Они зародились в разное время, и были на пике популярности. Но и сейчас встречаются подобные экземпляры. Зачастую они создаются ради выставок или участия в специальных заездах.
- Хотроды. Это автомобили, которые были выпущены в период с 1940 по 1960-ые года. Целью владельцев было модернизировать двигатель и сделать машину максимально быстрой. Для этого часто на хотродах отсутствуют элементы обвеса, что позволяет избавиться от лишней массы и сыграть на пользу скорости. Дополнительно они реставрируются, но поклонники хотродов стараются не менять первозданный облик раритетного автомобиля.
Это достаточно экзотические виды тюнинга, но имеющие полное право на существование.
Вне зависимости от того, какое направление выбирает автовладелец, он должен учитывать требования законодательства, а также действовать из соображений безопасности.
Преимущества и недостатки
Чтобы подвести итоги обсуждения темы автомобильного тюнинга, можно поговорить о его сильных и слабых сторонах.
Все согласятся, что тюнинг представляет собой крайне интересное и порой невероятно увлекательное действие. Сами владельцы машин, прошедших тот или иной вариант доработки, выделяют несколько главных достоинств.
- выраженные индивидуальные особенности. Всё же в настоящее время главной целью тюнинга считается создание уникального внешнего вида из серийного стандартного автомобиля. Автовладельцы хотят выделиться. И для этого не обязательно вмешиваться в работу двигателя и техническую составляющую;
- улучшенные технические характеристики. Проявляться улучшение может самым разным образом. Это не только повышенная мощность и улучшенный разгон, но также сниженный расход топлива или превосходная проходимость транспортного средства;
- это хобби. Такой пункт точно стоит отнести к преимуществам. Увлекаясь тюнингом, человек находит себе интересное занятие, знакомится с новыми людьми, постоянно чему-то учится и самосовершенствуется.
Планируя заняться доработкой своего транспортного средства, каждый автомобилист должен реально оценить свои возможности и перспективы. Не каждая машина предназначена для глобального тюнинга. И не всем это нужно. Иногда путём небольших корректировок можно удачно расставить акценты, подчеркнуть сильные стороны авто и скрыть его недостатки.
Ведь очень часто в руках неумелого специалиста и при минимальных финансовых вложениях результат совершенно не оправдывает ожидания. Именно так появляются образцы неправильного тюнинга, которые среди автомобилистов принято называть колхозом.
Самым ярким примером неправильного современного тюнинга считается почему-то очень популярный чип-тюнинг. Перепрошивая электронику автомобиля, владелец хочет одновременно повысить мощность, поднять крутящий момент и уменьшить расход топлива. Но даже не особо разбирающиеся в автомобилях люди понимают, что такого быть не может. Улучшая один параметр, параллельно ухудшается другой. Мощность возрастает за счёт увеличения расхода топлива, к примеру.
Чтобы рассчитывать на действительно заметный прирост мощности путём чип-тюнинга, нужно иметь в распоряжении достаточно мощный турбированный двигатель. В остальных случаях никаких существенных изменений вы не почувствуете. И главным условием успеха здесь является участие в процессе квалифицированного специалиста.
Существенным недостатком можно назвать проблемы при последующей продаже тюнингованного автомобиля. При перепродаже машина зачастую сильно теряет в цене, даже несмотря на то, что сам владелец вложил в неё целое состояние. Лишь в редких случаях, когда тюнинг направлен на улучшение, выполнен грамотно и не предусматривал каких-то экстраординарных решений, автомобиль купят даже по завышенной цене. Но это скорее исключение, чем правило.
Большинство покупателей, выбирающих машину на вторичном рынке, отдадут предпочтение стандартной серийной версии, которую не подвергали всевозможным доработкам. При необходимости они займутся тюнингом по собственным индивидуальным предпочтениям.
Тюнинговать машину или нет, каждый решает сам. Определённые методы доработки позволяют значительно улучшить состояние и поведение автомобиля. Но есть и такие случаи, когда тюнинг просто убивает транспортное средство. Медленно, но верно, за счёт агрессивно настроенного двигателя, нерационально установленных аэродинамических обвесов и прочих компонентов.
Источник https://unit-car.com/tuning/13-vidy-tuninga-avtomobilya.html
Источник https://autoshas.ru/chto-takoe-tyuning-avtomobilya.html
Источник https://drivertip.ru/osnovy/tyuning-avtomobilya-i-zachem-on-nuzhen.html