Из чего делают диски?
Колесный диск – важная деталь автомобиля, которая не только влияет на его ездовые характеристики, но и выполняет эстетическую функцию. Хорошие диски придают презентабельный вид даже недорогому авто и, наоборот, некачественные колеса скрадывают статусность премиальных марок. Современные технологии позволяют создавать диски из различных материалов и самых разнообразных форм. В статье описаны виды автомобильных дисков по материалу изготовления и особенности производства каждого типа.
Стальные диски
Стальные штампованные колеса пользуются спросом благодаря надежности, универсальности и ценовой доступности. Они идут в базовой комплектации бюджетных легковых авто и всего коммерческого транспорта, отличаются легким восстановлением в случае деформации, однако хуже других типов поддаются балансировке и из-за тяжести конструкции создают большую нагрузку на ходовую часть, увеличивая сопротивление качению.
Такие диски изготавливаются из прочной, но эластичной стали путем штамповки. Стальное изделие традиционно состоит из обода (или цилиндра) и «тарелки». Будущий обод представляет плоский и длинный лист стали, который с помощью специальных валов сворачивается в круг. Место стыка сваривается и тщательно обрабатывается до гладкого состояния. Затем цилиндр кладут под пресс, где он приобретает нужную форму. Полученная конструкция шлифуется и на этом этапе готова к соединению с «тарелкой».
«Тарелка» создается под специальным прессом, где выдавливаются необходимые отверстия и ребра жесткости. Многочисленные круглые отверстия по всему периметру предотвращают нагрев колес во время движения, а небольшие центральные углубления – место крепления диска к ступице с помощью болтов и шпилек.
Затем обе детали свариваются: цилиндр нагревают горелкой, и «тарелка» опускается внутрь его и устанавливается в крепежные отсеки. На заключительном этапе просверливается отверстие для ниппеля и диск покрывается антикоррозийной краской.
Марки листовой стали для штампованных дисков
При изготовлении штампованных колес чаще всего используют низкоуглеродистую сталь. Наиболее распространенная форма такой стали – плоские листы и полосы. Материал с содержанием углерода от 0,10 до 0,25% отличается повышенной твердостью, но меньшей эластичностью в сравнении со сталями с самым низким процентом углерода (от 0,05%).
На втором месте по популярности находятся низколегированные стали (например, 10ЮА, 15ЮА, 08ГСЮТ(Ф), 07ГФЮ). Эти материалы обладают высокой прочностью за счет добавления таких элементов, как молибден, никель и хром. В легированных сталях магний и кремний содержится в большем объеме, чем в низкоуглеродистых, что также положительно влияет на технические характеристики конечной продукции.
Легкосплавные диски
Если производство штампованных дисков не вызывает вопросов из-за своей простоты, то технологии создания легкосплавных колес куда более разнообразны и сложны, поэтому и стоимость таких дисков выше стоимости стальных изделий.
По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые, кованые и составные. Поскольку они изготавливаются из различных сплавов, то существует классификация по преобладающему материалу (алюминиевые, магниевые или титановые).
Литые диски
Диски, изготовленные из легких сплавов по технологии литья, выгодно отличаются от штампованных меньшим весом, высокой прочностью и устойчивостью к коррозии. Однако из-за зернистой структуры в случае сильного удара литое изделие покрывается микротрещинами, что требует сложного и затратного ремонта, в то время как стальной диск при ударе не трескается, а гнется, поэтому легко восстанавливается на специальном оборудовании.
Алюминиевые диски – самый распространенный тип. Большинство производителей делают литые диски из алюминия с добавлением других металлов. Так, для бюджетных моделей в качестве добавки чаще используют кремний (к примеру, g-AlSi10/11 или g-AlSi7), для более дорогих вариантов – магний или титан.
Литые диски из сплавов с магнием в основе не так популярны из-за невысокой пластичности и подверженности коррозии, однако эти колеса в сравнении с алюминиевыми имеют еще меньший вес (плотность магния составляет 1,7 г/см3, алюминия – 2,7 г/см3) и более высокие прочностные характеристики.
Технологии производства литых дисков
Различают два типа литья: гравитационное и с противодавлением . Первый способ подразумевает заливку алюминиевого сплава в специальную форму при естественном атмосферном давлении. Полученная заготовка имеет равномерную мелкозернистую структуру с оптимальными показателями твердости. Диски, созданные по технологии литья под низким давлением, обладают на 10-15% лучшей прочностью и эластичностью, что положительно влияет на последующую обработку и характеристики колес на выходе.
Метод литья с противодавлением основан на использовании давления газов. Этот способ изготовления повышает плотность состава и, как следствие, улучшает качество дисков и снижает процент брака. Также при таком подходе сокращается время создания заготовки.
Следующий обязательный этап – тестирование. Здесь на специальном оборудовании изделие проверяют на пустоты и микротрещины, и в случае обнаружения недочета отправляют на переплавку. Далее будущий диск обтачивается на фрезерном станке и еще раз проверяется на брак.
На заключительной стадии литые диски полируют или матируют в зависимости от выбранного дизайна. В качестве антикоррозийной защиты используют порошковые краски, и после контрольной проверки изделие готово к продаже.
Кованые диски
Кованые колесные диски из-за сложности изготовления и высоких технических характеристик могут стоить в несколько раз дороже литых. Такие колеса выбирают для тюнинга владельцы элитных авто, чтобы подчеркнуть их премиальность. Благодаря особым технологиям кованый диск на 20-30% легче литого аналога и превосходит его по параметрам прочности и эластичности. Недостаток кованых колес кроется в трудоемкости производства и, как следствие, высокой стоимости.
Материалы, используемые для создания кованых моделей, схожи с теми, которые применяют при изготовлении литых. Чаще это смесь алюминия с легирующими компонентами : магний, медь, кремний и другие. Полученный сплав заливается в цилиндры определенного размера, которые после застывания делятся на отрезки нужной ширины. Эти заготовки проходят несколько сложных этапов закалки и штамповки на прессе, на каждом из которых формируются необходимые физические свойства будущего диска. Под воздействием пресса материал приобретает волокнисто-мелкозернистую структуру, где не остается никаких пустот и пузырьков.
После закалки и штамповки идет этап искусственного «состаривания» для выравнивания структуры металла. Далее из партии кованых дисков рандомно выбирают несколько экземпляров, которые тестируют на скрытые дефекты, и если таковых не выявлено, то вся партия отправляется в токарный цех. Здесь просверливаются крепежные и посадочные отверстия и создается дизайн.
Титановые диски , будучи разновидностью легкосплавных, изготавливаются методом горячей объемной ковки. Титан – это сверхпрочный материал, который активно используется в авиапромышленности, отличается устойчивостью к высоким нагрузкам, большим температурам и к коррозии. Колеса из сплава с титаном в основе не получили широкого распространения из-за дороговизны и сложности обработки, однако по техническим параметрам они в разы превосходят стальные и алюминиевые изделия и обладают практически неограниченным сроком службы.
Рейтинг производителей литых дисков из России
Рейтинги, сравнения
Любой автомобиль будет выглядеть намного лучше, если на нем установить легкосплавки от популярных российских брендов. Несмотря на огромное разнообразие иностранных брендов, отечественные производители литых дисков практически наступают на «пятки» свои конкурентам.
Каждый владелец авто не только желает придать ему красивый эстетичный вид, но и установить высококачественное литье, способное прослужить длительный срок. Опытные специалисты рекомендуют выбирать отечественную продукцию за счет хорошего соотношения между качеством и ценой.
Любые автодиски обладают недостатками и преимуществами. Каждая страна представляет свой рейтинг популярных изготовителей литых дисков. Бренд, имеющий хорошую репутацию, к примеру, в Америке, может быть не столь же востребованным в той же Германии. Поэтому попробуем рассмотреть популярных отечественных изготовителей и детально изучить их продукцию.
Российские производители литья, рейтинг
За последний период времени отечественное производство литых дисков стало набирать неплохие обороты. Появляются новые компании, функционируют уже проверенные бренды, зарекомендовавшие себя высококачественной продукцией.
Российские компании переняли многие технологии у иностранных брендов и оборонного комплекса страны, чтобы создавать качественные изделия с высоким уровнем прочности, надежности. Однако далеко не все российские предприятия, занимающиеся производством литья, возглавляют международный рейтинг.
Это один из самых знаменитых и популярных российских брендов, занимающихся изготовлением литых диско на основе алюминиевых сплавов и цветных металлов. Основное производство расположено в Красноярске. Производственная линейка также выпускают модели для автомобилей ГАЗ и ВАЗ.
Компания гарантирует пожизненную эксплуатацию металла. Он не подвергается деформации и разрушениям, если не воздействовать на него целенаправленно. Литые изделия для колес проходят многочисленные проверки на уровень качества. Вся продукция имеет сертификацию по ГОСТ. Бессрочная гарантия на диски обеспечивается благодаря высокому качеству исполнения и полному контролю в момент изготовления.
Компания также предоставляет 3-летнюю гарантию на лакокрасочное покрытие изделия. Все колеса подвергаются обработке по специальным технологиям SAM и регулярно испытываются на солевом тумане. Это дает гарантию, что краска не отслоится в результате длительного использования, независимо от погодных условий, а диск останется в неизменно виде благодаря антикоррозийному воздействию.
Применимость составляет 100% на любой тип автомобиля. Небольшая масса и привлекательный внешний вид не заставят долго искать своих покупателей. Уникальный дизайн и великолепное соотношение между качеством и ценой ставят их на первое место в рейтинге.
Виком
Это не менее известный производитель, выпускающие качественные изделия из сплавов цветных металлов. Основное производство расположено в Екатеринбурге.
Колесные диски этого бренда производятся на специально-разработанных гравитационных системах. Работа по изготовлению включает в себя выбор металла по высокому составу качества сплава и заливка в специальные формы. Основные этапы создания:
- металл подвергается высокой очистке на автоматизированной установке;
- обработка выполняется на специальном оборудовании с числовым управлением;
- готовый автодиск проходит высококачественную проверку на балансировку.
Отметит и тот факт, что диски Виком проходят специальную обработку гальваническим аппаратами и уникальной окраской. Это позволяет существенно увеличивать их срок эксплуатации и высокий уровень стабильности при езде. Литые изделия Виком достаточно устойчивы к механическим воздействиям и электрохимической коррозии.
Этот бренд настолько популярен на территории России, что его продукцию регулярно используют на многих автомобилях. Производство расположено в Красноярске и полностью оборудовано высокотехнологичными аппаратами и устройствами для изготовления качественной продукции. На заводе работают японские и европейские производственные линии.
Диски Скад имеют доступную стоимость и отличаются небольшой модельной линией. В основном готовая продукция имеет классическую форму без лишних изъянов. Однако все изделия обладают высоким качеством и международной сертификацией ISO. Продукция была проверена независимыми экспертами SUD TUV. Таким образом, российский бренд прославился и стал реализовывать свои диски, не только в России, но и в других зарубежных странах.
На подготовительном этапе разработчики предоставляют модели для тестирования. После положительного результата, компания начинает выпускать целую партию. Производство роботизировано, за счет чего получаются высококачественные диски. Одним из главных покупателей является компания Ford. Поэтому имя говорит само за себя и российскому бренду достается почетное 3 место в списке.
- сертификация качества от известных экспертов;
- высокопрочные изделия;
- соответствуют заводским характеристикам и легко используются вместо стандартных моделей;
- длительная эксплуатация;
- большой выпуск партии около 2 миллионов в год;
- разъемы от 13 до 20;
- низкая стоимость.
Но есть и недостатки: тяжелая конструкция, малая производственная линейка, только классические формы.
Айфри
Достаточно молодая компания, но уже немного преуспевшая в плане создания высококачественных дисков. Основное производство расположено в Красноярске и начало свою деятельность в 2010 году. Бренд получил высокие отзывы автолюбителей благодаря уникальным дизайнерским решениям и высокой прочности готовых моделей.
Изделия от Айфри способны выдерживать максимальные нагрузки в отличие от стандартных штампов, благодаря применению высокопрочных алюминиевых сплавов. Как известно, алюминий эффективно противостоит коррозии, а значит, создает дополнительную защиту для литых дисков Айфри. Поэтому эти столь популярные изделия обладают высокой стойкостью к механическим повреждениям и не отслаиваемым лакокрасочным покрытием. Компания предоставляет 1 год услуг на гарантийное обслуживание в случае дефекта или поломки.
Кроме того стоит отметить их высокую доступность и низкую стоимость. Алюминиевые диски Айфри намного легче аналогичных изделий от тех же конкурентов, в среднем на 15%. Кроме того их низкая стоимость доступна практически каждому владельцу авто. Предлагаются различные цветовые гаммы в стиле Айс, Блэк, Хай Вэй.
Диски Айфри произведены на территории России и полностью сертифицированы по ГОСТ. Они смогут прослужить длительный срок, на протяжении нескольких десятков лет. Если соблюдать грамотные условия эксплуатации, то компания гарантирует на долгие годы сохранение первоначального вида.
Тэч Лайн
Это российский производитель дисков, предлагающий большой ассортимент продукции на любые виды авто. Основное производство расположено в Ростовской области.
Диски Тэч Лайн пользуются немалой популярностью на территории Российской Федерации. Их высокое качество, невероятная прочность и легкость позволяет компании завоевывать и переманивать огромное количество автолюбителей. Оригинальный дизайн, различные стилевые решения и красочные вариации позволяют добиваться отличных результатов в производстве литых дисков Тэч Лайн. Они не только придадут эстетичность автомобилю, но и обеспечат высокие динамические показатели в момент передвижения, управляемость и длительный срок эксплуатации.
Компания Нео предлагает всем автолюбителям приобретать качественную продукцию, сделанную из алюминиевых сплавов. Основное производство организации расположено в Ростовской области.
Известный бренд выпускает литье под брендом Тэч Лайн. С 2011 года была выпущена собственная линейка дисков Нео, обладающих уникальными характеристиками и увеличенным гарантийным сроком. Их можно использовать на любых автомобилях.
Азов-ТЭК
Оригинальная продукция от компании Азов-ТЭК полностью сертифицирована по ГОСТ согласно принятым стандартам качества. Их диски пользуются неплохим спросом благодаря широкой линейке. Тем не мене, они не пока еще не могут конкурировать с такими брендами, как Нео, Тэч Лайн, Слик, Айфри.
Прома
Известная российская компания Прома занимается производство высококачественных литых дисков. Именитый бренд появился в начале 90-х годов и сразу же стал предлагать большой ассортимент продукции, не только для колесной базы, но и других важных компонентов авто.
Российский бренд регулярно внедряет технологичные методы для создания высококачественных изделий. Кроме того, постоянно выполняются научные работы в сфере улучшения изделий, а также эффективной устойчивости сплавов. Исследователи модернизируют и внедряют новые технологичные процессы, а качественный труд опытных инженеров позволяет создавать оригинальные продукты для колесной базы автомобилей. Литые диски полностью соответствуют международным стандартам качества.
Литье от компании Прома выполняется в различных типоразмерах от 13 до 17 дюймов. Диски активно реализуются на территории России в течение последнего времени. Другим преимуществом можно назвать их доступную стоимость. Конкретные модели также могут быть окрашены в различные цветовые гаммы и размеры, если воспользоваться заказным предложением от компании.
ВСМПО
Российская компания ВСМПО занимается выпуском качественных литых дисков, пользующихся большой популярностью, не только в России, но и во всем мире. Основное производство расположено в Свердловской области.
Начиная с 91-х годов, ВСМПО начало свою активную деятельность. Несмотря на российскую принадлежность, часть акций принадлежат немцам. Компания занимается выпуском автодисков на металлургическом заводе в Красноярске. Опытные маркетологи регулярно следят за различными обновлениями и тенденциями автомобильных разработок, в результате чего на рынке появляются все более новые и технологичные модели.
Богатая линейка ВСМПО предлагает самые разнообразные диски, начиная от классических решений, заканчивая оригинальными инновациями. Литьевая технология настолько развита, что позволяет создавать компании по несколько разработок на оценивание. В начале, изделия подвергаются жесткому контролю, а только после этого начинает серийное производство.
Диски создаются в начале на виртуальной программе, где выявляются геометрические особенности, а только после этого, роботизированные системы начинают процесс создания.
- высокий уровень стойкости и прочности;
- литье на роботизированных системах GIMA;
- исследования рентгеновским излучением;
- специальная обработка на станках Okuma;
- доступная цена;
- богатая линейка ассортимента;
- алюминиевые сплавы из жидкого кремния.
Недостатки: небольшое количество моделей на японские автомобили, незначительные отслоения краски при рентгеновских излучениях.
Подведя итог, отметим, что российские производители выпускают не менее качественную продукцию, чем зарубежные конкуренты, а иногда даже превосходящую знаменитые бренды.
Литые диски — технология производства, преимущества и недостатки
Колеса являются неотъемлемой частью в конструкции любого автомобиля, который невозможно представить без этой детали. Машина без них, впрочем, как и без двигателя, просто-напросто не поедет. Сила тяги, обеспечивающая движение авто, возникает тогда, когда крутящий момент подводится от мотора к ведущим колесам. Становится очевидным важность такой составляющей транспортного средства. Колесные диски подразделяются на две большие группы: сделанные из легких сплавов и стальные. В этой статье мы более подробно поговорим о первом виде.
Литые алюминиевые диски
Такие колеса являются на настоящее время самым распространенным видом. Они изготавливаются методом литья из легких сплавов на основе алюминия. Достоинством их по сравнению со стальными колесами является меньший вес, а именно они легче их на 20-30 %. В этом заключается их основное преимущество. Данный фактор заметно влияет на динамику разгона, плавность хода, а также на расход топлива. Отмечается, что чем меньше по весу диск, тем лучше становится управляемость автомобиля.
Ко всему прочему, снижается износ деталей ходовой системы в результате меньшей нагрузки. Также, что немаловажно, благодаря использованию алюминия агрессивное воздействие окружающей среды на колесные диски будет существенно ниже, чем на стальные. Это происходит по той причине, что на поверхности алюминия образуется оксидная пленка, а для того чтобы вид колес из-за этого не портился, на них наносится лакокрасочный материал. В целом такой легкосплавный диск обладает привлекательным видом и отличными эксплуатационными параметрами, а также имеется возможность более широкого выбора относительно его внешнего оформления. Несмотря на большинство плюсов, он имеет и ряд минусов по сравнению со стальным.
Литье колесных дисков в кокиль
Вообще говоря, литье под давлением, когда металл закачивается в в литейную форму, является более предпочтительным, чем простая заливка в нее под действием силы тяжести. Однако литье в кокиль еще остается вполне релевантным литейным процессом для производства колесных дисков. Литье в кокиль является более дешевым, его применяют в основном тогда, когда не гонятся за снижением веса, а хотят получить оригинальный дизайн. Поскольку этот процесс при заполнении литейной формы полагается только на силы гравитации, то литейная структура обычно имеет больше дефектов (например, пористости), чем та, которая получается при литье под давлением. Поэтому диски, отлитые в кокиль, обычно имеют больший вес для того, чтобы обеспечить требуемую прочность.
Литые магниевые диски
Диски из магниевых сплавов встречаются гораздо реже. Впервые подобные колеса появились в 1980 году на Alfa Romeo Spider. Если на автомобиль устанавливаются подобные ободы, то при их изготовлении кроме магния используются, как правило, также алюминий и некоторые другие металлы. По сравнению с алюминиевыми данные колесные диски более легкие, и, пожалуй, это единственное их преимущество. Они обладают довольно существенным минусом – у них низкая коррозийная стойкость, по этой причине такие колеса требуют тщательного ухода за ними и применения особых защитных средств.
Требования к алюминиевым сплавам для колесных дисков
К материалам для колесных дисков предъявляется ряд требований, которые могут противоречить друг другу.
Литейный сплав должен обладать хорошими литейными свойствами:
- безупречное заполнение литейной формы,
- отсутствие налипания металла на литейную форму,
- минимальная склонность к горячему растрескиванию и усадке.
Материал должен иметь
- высокую способность выдерживать механические удары (пластичность, ударная прочность).
Материал колесного диска должен иметь
- высокое сопротивление коррозии как в нормальной, так и в солевой атмосфере.
Материал диска должен иметь
- высокую усталостную прочность.
Ремонт литых дисков
Если такой легкосплавный диск подвергся деформации, то для восстановления его уже будет невозможно применить прокатывание с предварительным нагревом, в этом случае устранение вмятин необходимо будет проводить на специальном стенде. В том случае, если возникли трещины, применяют аргонно-дуговую сварку. При этом следует отметить, что деформации литого диска возникают достаточно редко, ведь, чтобы это случилось, необходимо воздействие на него большой силы. Для сравнения: чтобы возникли повреждения на колесе, изготовленном на легкосплавной основе, потребуется сила удара в 3-5 раз большая, нежели та, под воздействием которой деформируется стальной штампованный диск. Но есть и минус, заключающийся в том, что литые диски практически не поддаются ремонту, а вот кованые наряду со штампованными довольно легко восстановить.
Главные отличия литых типов дисков от остальных
Какие диски лучше стальные или легкосплавные? Этот вопрос часто интересует начинающих автомобилистов, однако вскоре все становится очевидным. Легкосплавные диски для авто имеют меньший вес и отличаются техническими характеристиками, прочностью и эстетическими качествами.
Примечательно, что литые типы дисков автомобиля в среднем на 40% легче своих стальных аналогов. От этого не только повышается качество управляемости авто, но и удается минимизировать нагрузку на подвеску.
Визуально литые диски для авто смотрятся очень привлекательно, поэтому молодежь часто отдает предпочтение именно этому варианту. Как видите, преимуществ достаточно много, и именно поэтому цена за один литой диск может в разы отличаться от стоимости стального аналога.
Не только вес играет здесь решающую роль. Существует масса отличий, которые могут проявить себя непосредственно в ходе эксплуатации транспортного средства. Например, когда отливка будет завершена, диски будет подвергаться процедуре каления, что позволит добиться от изделия максимальных показателей прочности и жесткости. Многим известно, что легкосплавные типы дисков для авто при сильном ударе не гнутся, а сразу раскалываются.
Кованые диски
Данные ободы изготавливаются, как правило, методом горячей штамповки легкосплавной заготовки. При их изготовлении применяются иные формы, чем у стальных колес, а также сплавы подвергаются более высокой температуре. Такие диски получаются с меньшей толщиной стенок, но при этом плотность их гораздо выше, чем у литых дисков. Материал становится более эластичным, напоминая, таким образом, по свойствам диски из стали, и при этом изделие получается существенно легче. Стоит отметить, что материалы используются такие же, как и при производстве литых дисков, разница заключается лишь в технологии. Это самые дорогие «катки», так как при их производстве применяется высококлассное оборудование.
Алюминиевый сплав AlSi11Mg
Вплоть до 80-х годов в Германии и Италии применяли близкий к эвтектическому составу сплав AlSi11Mg с содержанием кремния 11-12 %. Этот сплав обладает очень хорошими литейными свойствами, особенно в отношении к заполнению литейных форм и минимальной усадки. С другой стороны, этот химический состав алюминиевого сплава не обеспечивает ему достаточно высокой прочности и предела усталости, которые бы позволили далее уменьшать вес колесного диска.
Рисунок 5 – Литой колесный диск из алюминиевого сплава AlSi11Mg
Разница между литыми и коваными дисками
Если сравнить эти два варианта, то можно сказать следующее: кованые диски прочнее своих собратьев, так как литые имеют повышенную зернистость, соответственно, они в результате ударов могут получать трещины. В общем, они больше подходят для поездок по хорошим дорогам, а вот для бездорожья лучше выбирать кованые диски или же штампованные стальные. У кованых ободов имеется минус, который заключается в том, что из-за их повышенной жесткости и прочности при получении серьезного удара или попадании в серьезную яму энергия удара приходится на элементы подвески.
Легкосплавные колесные диски благодаря небольшому весу легче разогнать и остановить, облегчается работа подвески, и происходит лучший контакт с дорожным покрытием. Такие диски отводят тепло от тормозов, предотвращая их перегревание, таким образом, увеличивается и безопасность движения. Литье смотрится гораздо презентабельнее «штампов», а что касается стоимости, они, конечно же, дороже, но все же цена на них приемлемая. Литые диски отечественного производства 15-го радиуса стоят приблизительно 2-3 тысячи рублей. Импортное литье обойдется уже в 3500 рублей и выше, цена может быть и в несколько раз больше, в зависимости от покрытия диска и сложности исполнения.
Кованые диски являются самыми дорогими, несмотря на то, что при их производстве используются те же материалы, что и в литье. Но более высокая цена обусловливается их лучшими характеристиками, полученными за счет особой технологии, применяемой при производстве. Диск на 15 дюймов, например, весит около 6-7 кг, а литой — на 2-3 кг больше. При этом кованые диски не изобилуют разнообразием форм и сложностью рисунков. Такие диски производства России обойдутся в 3-3,5 тысячи рублей, а импортные стоят гораздо дороже.
Алюминиевый сплав AlSi7Mg0,3 (A356)
В настоящее время стандартным сплавом для изготовления колесных дисков является литейный алюминиевый сплав AlSi7Mg0,3, который более известен как сплав A356, с дополнительным модифицированием стронцием. Впервые этот сплав применялся для изготовления колесных дисков во Франции, причем термическая обработка не применялась.
Однако преимуществом этого сплава AlSi7Mg0,3 является именно то, что он является термически упрочняемым, а это позволяет обеспечивать дискам дополнительную прочность. В Соединенных Штатах и Японии этот сплав с самого начала применяли с термической обработкой Т6, то есть в состоянии после закалки и искусственного старения.
Легкосплавные диски на ВАЗ
На ВАЗ-2109 и 2110 можно, допустим, установить литые диски радиусом 13, 14 и 15 дюймов. Можно пробовать установить и «катки» большего размера, но при этом необходимо будет внести определенные изменения в конструкцию автомобиля. Самым популярным размером литых дисков, которые устанавливаются на ВАЗ, является 14-й радиус. Поэтому, устанавливая колеса большего размера, необходимо учитывать ширину и вылет, которые определены производителем. Литые диски, отличающиеся по диаметру от заводских, могут конфликтовать с деталями подвески авто и колесными арками. На «восьмерки» и «девятки» можно поставить также диски 15-го радиуса с низкопрофильной резиной.
Диски на 15 дюймов часто применяются на автомобилях легкового класса, то есть в этом сегменте они являются стандартными по размеру. Кроме этого используются легкосплавные диски 16, 17, 19 R. Как правило, это низкопрофильные колеса. По желанию можно установить и кованые диски, но из-за дороговизны на таких автомобилях их применяют гораздо реже, чем легкосплавные и стальные.
В статье мы сделали обзор разных дисков, более подробно остановившись на таком варианте, как легкосплавный диск, который на настоящее время все более находит применение.
Правила подбора дисков – параметры и обозначения
При выборе дисков на автомобили важно учитывать несколько геометрических параметров:
- ширина обода;
- диаметр диска;
- вылет диска;
- разболтовка – количество отверстий для крепления, а также их диаметр расположения;
- диаметр центрального отверстия.
Чтобы избежать технических проблем, сэкономить время и деньги владельцы авто необходимо знать какие бывают параметры, их обозначения и особенности.
Диаметр
Диаметр диска. Посадочный размер под покрышку измеряется по уровню полок. Размерный ряд варьируется в пределах от 10 до 22 дюймов, но наиболее распространенными считаются 13 до 16 дюймов.
Ширина
Ширина профиля резины может быть больше ширины диска на 1–2 дюйма. Эксплуатация широких или узких дисков опасна и не целесообразна. За счет нарушения размерного соответствия ухудшаются ходовые характеристики транспортного средства. Допустимое отклонение в расстоянии между полками – 0,5-1,0 дюйм для дисков диаметром до 14 дюймов, 1-1,5 дюйма для дисков диаметром более 15 дюймов.
Крепежные отверстия PCD
PCD – расположение крепежных отверстий, где первая цифра это диаметр, расположения отверстий, а остальные обозначают расстояние между ними. Стандартный ряд начинается с отметки 98 и достигает 148 мм, число отверстий – 4-6 штук. Несоответствие величин приводит к перекосу колеса, к его биению.
Форма крепежных отверстий
Форма крепежных отверстий. В качестве крепежа литых дисков используют колесные гайки, которые фиксируют колесо на ступице. Обычно они имеют шестиугольную форму, различную по размеру и форме резьбы. Поэтому при покупке стоит уточнить у продавца, какую лучше гайку выбрать для конкретного автомобиля.
Диаметр центрального отверстия
Диаметр центрального отверстия ориентировочно составляет 50-70 мм. Выбирать диск стоит в строгом соответствии с конкретным размером. Для компенсации зазора производители комплектуют диски наборами переходных колец для центрирования.
Вылет диска
Вылет диска – это расстояние от вертикальной оси симметрии диска до привалочной плоскости соприкосновения со ступицей колеса. Вылет бывает нулевым и положительным, когда ступица выходит за пределы оси симметрии диска. Если ступица утоплена относительно середины колеса, вылет будет отрицательным. Нейтральное положение называется нулевым.
Хампы
Хампы маркируются символом «Н». Такое обозначение говорит, что на полках обода имеются кольцевые выступы – хампы, удерживающие бескамерную шину от соскальзывания с диска. Буквенное обозначение «Н» свидетельствует об одинарном хампе. «Н2» – обозначение двойного выступа.
Существуют следующие виды хампов: плоский хамп – Flat Hump, комбинированный –Combi Hump, асимметричный – Asymmetric Hump. Встречается между обозначениями ширины диска и его посадочным диаметром символ «Х», который обозначает, обод диска неразъемный, то есть без выступов.
Диски, которые удивляют
Само собой, энтузиасты экспериментировали и продолжают экспериментировать с автомобильными дисками. Здесь каждый сходит с ума по-своему: кто-то инкрустирует элемент драгоценными камнями, кто-то изобретает колесо без ступицы, а кто-то «дорабатывает» старенький Oldsmobile Cutlass
Компания Porsche
, например, в 2021 году показала карбоновые диски, сплетенные из углеродного волокна. Технология их производства чрезвычайно сложна, а материал дорог; для плетения используется особая машина диаметром почти 10 метров. Каждое колесо сделано из восьми квадратных метров карбонового материала. Диски получаются прочнее и легче аналогов почти на 20%, но один комплект обойдется почти в 18 тыс. долларов.
Иногда конструкторов посещают совсем уж неожиданные идеи. Здесь можно вспомнить, к примеру, прозрачные колеса от итальянцев Forgiato Radurr
a. Смотрелось это необычно, но стоило баснословно дорого, а еще на дисках моментально скапливалась грязь, поэтому особого спроса на новинку не было.
А можно обойтись и совсем без диска. Чтобы понять, как это выглядит, нужно взглянуть на покрышки Michelin Tweel
(на фото внизу)
, у которых вообще нет воздуха в шинах, а сами колеса специфического вида и формы сделаны из прочного полимера и выдерживают серьезную нагрузку. И их совсем не страшно проколоть.
Подобные идеи круты, но совершенно неприменимы в массовом автомобилестроении из-за сложности и дороговизны. А значит, для личного автомобиля выбор все-таки неизменно встает между «штамповкой» и «литьем».
Источник https://vsekolesa.ru/blog/iz-chego-delaut-diski/
Источник https://kolesadom.ru/rejting-proizvoditelej-lityh-diskov-rossii/
Источник https://truescooters.ru/tehservis/iz-chego-delayut-litye-diski.html