Содержание

Уровень топлива в топливном баке грузовика

Контроль уровня топлива в баке грузовика — необходимость, позволяющая найти оптимальный вариант эксплуатации транспорта, оптимизировать время его работы, уточнить нормы расхода горючего и устранить хищения.

  1. Для чего нужен контроль топлива в топливном баке грузовика
  2. Как измеряют уровень топлива
    • Проверка уровня горючего в баке
    • Контроль по топливной магистрали
    • Данные с CAN-шин
    • Дополнительные методы
  3. Классификация датчиков уровня автомобильного топлива
    • Датчик поплавкового типа
    • Емкостный измеритель уровня топлива
    • Ультразвуковой датчик
  4. Как водители обманывают датчик уровня топлива
  5. Итог

Для решения вопроса применяются ультразвуковые, поплавковые и емкостные датчики, позволяющие контролировать интересующий параметр и своевременно принимать меры. Ниже рассмотрим, для чего нужен контроль, какие способы существуют, и как водители научились обманывать разные устройства.

Для чего нужен контроль топлива в топливном баке грузовика

Уровень топлива в топливном баке грузовика

Воровство топлива на грузовиках — реальная проблема, с которой сталкиваются почти все представители автопарков. Финансовые потери в таких случаях могут достигать 500-1000 долларов и более. Для снижения убытков собственники транспорта применяют разные методы контроля, среди которых пломбировка бака, использование талонов или установка датчиков уровня топлива в баке.

Применение талонов защищает от обмана на поддельных чеках, но это не мешает водителю сливать дизельное топливо и перепродавать его. Пломбировка позволяет избежать мошенничества, но требует наличия собственной заправки. Более эффективным решением является установка датчика, обеспечивающего контроль уровня топлива.

Использование специальных мер позволяет не только защититься от кражи, но и решать иные задачи:

  1. Подобрать оптимальный режим применения техники на производстве. В этом случае дополнительно контролируются обороты мотора, остаток, расход и т. д.
  2. Уточнение нормы расхода. Постоянный контроль позволяет получать достоверные сведения о расходе горючего для любой техники. Это особенно актуально для спецтехники и тракторов. Часто сведения о реальном потреблении топлива ориентировочные, что не позволяет правильно контролировать расходы на использование грузовика.
  3. Контроль времени применения техники. Позволяет избежать нецелевого использования или простаивания транспорта. Иными словами, можно оплачивать труд водителей по реально отработанному времени.

Как измеряют уровень топлива

Существует несколько способов контроля топлива, которые можно использовать на производстве. Рассмотрим основные варианты.

Проверка уровня горючего в баке

Уровень топлива в топливном баке грузовика

В таком случае для контроля используются специальные датчики, которые позволяют получать сведения об объеме топлива, видеть количество заправок в день, определять факты краж или контролировать расход. Для этих целей применяются разные виды датчиков и счетчиков горючего.
Плюсы:

  • небольшая цена;
  • нет нужды вмешиваться в топливную систему мотора;
  • возможность измерения разных видов топлива;
  • контроль заправок / сливов горючего.
  • сравнительно небольшая точность измерений;
  • трудности проверки уровня в небольшой временной промежуток, когда машина прошла небольшое расстояние;
  • проблемы определения слива;
  • необходимость тарировки бака грузовика.

Контроль по топливной магистрали

В таком случае измеряется фактическое потребление топлива, после чего вычисляют уровень. Для получения сведений по мгновенному расходу может использоваться расходомер, который монтируется в топливную магистраль. Они бывают дифференциальными и однокамерными. Первые вычисляют расход горючего как разницу потоков на входе / выходе, а вторые измеряют объем жидкости, проходящей по магистрали.

  • точность измерений;
  • контроль расхода в разных режимах мотора;
  • возможность выявления любых поломок двигателей;
  • снижение риска кражи горючего.
  • сложность процедуры;
  • отсутствие контроля объемов и времени заправок.

Данные с CAN-шин

Контроль расхода топлива возможен с помощью информационных шин автомобиля, которые объединяются в единую сеть. По бортовым информационным системам передаются данные по параметрам работы автомобиля, в том числе интересующие сведения. Подобные CAN-интерфейсы позволяют получать сообщения с информацией об уровне горючего, расходе, израсходованном объеме, часовых / путевых потерях.

  • большой объем полезной информации;
  • возможность избежать применения дополнительных датчиков.
  • более низкая точность в сравнении с расходомером;
  • нет информации о заливке / сливе горючего.

Дополнительные методы

Кроме рассмотренных выше, могут использоваться и дополнительные способы:

  • Импульсы форсунки. При наличии в машине ЭБУ контроль можно осуществлять по импульсным сигналам с помощью бесконтактного считывателя. Сигналы фиксируются без электрического контакта с проводами форсунки и без необходимости вмешиваться в электронику машины.
  • Расчетный метод.Измерение уровня топлива возможно расчетным методом. Это наиболее простой и наименее точный способ, подразумевающий применение расчетных формул. Все, что необходимо — ввести нормативный расход для техники, оборудованной трекеромGPS, после чего программа умножит этот параметр на пробег. В результате можно рассчитать объем сожженного горючего и текущий уровень топлива.

Классификация датчиков уровня автомобильного топлива

Как отмечалось, главный элемент контроля —датчик уровня топлива, с помощью которого можно увидеть реальный остаток горючего и таким образом проконтролировать водителя.

Датчик поплавкового типа

Уровень топлива в топливном баке грузовика

Одно из самых недорогих и надежных устройств, предназначенных для изменения топлива в баке грузового автомобиля. Такие устройства работают в условиях высоких вибраций и колебаний горючего, что может привести к погрешности в процессе измерений. Для снижения влияния этих моментов поплавковый датчик монтируется в специальной демпферной трубке, имеющей диаметр немного больший, чем у самого поплавка.

Читать статью  Как заправить машину на заправке

Конструктивно механизм состоит из поплавка, который перемещается по вертикальному штоку. Внутри находится постоянный магнит, а в штоке, имеющий вид полой трубки, герконовый элемент. Последний контакт срабатывает в случае приближения магнита. При невозможности установки датчика вверху он может монтироваться в стенку. В такой ситуации поплавок с магнитом фиксируется на шарнире, а геркон в корпусе.

Емкостный измеритель уровня топлива

Для получения точных данных по уровню горючего в топливном баке можно использовать емкостный датчик. В его функции входит измерение объема топлива, а также контроль заправок и слива. Датчик подключается к контроллеру через аналоговый / цифровой вход. С учетом габаритов и размеров емкости может потребоваться монтаж 2-х и более датчиков, что позволяет повысить точность.

Конструктивно емкостной датчик — длинный конденсатор с меняющейся мощностью, который устанавливается в бак. Параметр емкости и сигнала на выходе меняются с учетом того, какая часть датчика погружена в горючее. Точность информации зависит от количества измеряемых точек. В частности, у современных ДУТ этот параметр составляет около четырех тысяч точек на глубину емкости. Как правил, глубина бака в грузовике не больше 70-80 см, а это значит, что можно зафиксировать изменения в баке для грузовика где-то на 0,2 мм.

В специальных программах применяются специальные алгоритмы, позволяющие сгладить скачки уровня. Кроме того, параллельно рассчитывается расход горючего с учетом скорости, количества оборотов мотора, информации о работе зажигания и других данных. Если устройство правильно настроено, его погрешность не превышает 3%, но на этот параметр могут влиять и другие факторы (скорость, качество горючего и т. д). При этом обмануть такое устройство почти невозможно.

Ультразвуковой датчик

Такое устройство работает по иному принципу. Здесь от излучателя подается сигнал, отражаемый от границы и возвращающийся обратно. При этом электроника ультразвукового ДУТ контролирует время прохождения сигнала и возвращается. Она фиксирует время, которое затрачивается на прохождение сигнала и разделяет его на две составляющие с последующим преобразованием в электрическую составляющую.

Сегодня используется три метода ультразвукового контроля по расположению излучателя:

  1. Вверху бака. Данные идут по воздуху до границы горючего, отзеркаливаются и возвращаются.
  2. На дне емкости. Сигнал направляется через горючее до контакта с воздухом, после чего отражается.
  3. Под днищем бака. В таком случае сигнал изучается через дно емкости.

Минус ультразвукового датчика состоит в необходимости периодической чистки. При этом погрешность редко превышает 1-2%.
При использовании высокоточного датчика указание неправильного уровня топлива сведено к минимуму. Кроме того, обмануть такие устройства трудно, ведь учитывается много параметров: наличие запущенного мотора, параметры тахометра, углы наклона бака и другое.

Как водители обманывают датчик уровня топлива

Как водители обманывают датчик уровня топлива

Фантазия водителей грузовых машин не знает границ, поэтому они придумали множество способов обмана и кражи горючего. Рассмотрим основные варианты:

  • Повреждения датчика. Наиболее простой способ — механическое повреждение ДУТ, ведь водитель за это не отвечает. Если устройство работает неправильно, появляется возможность воровать топливо. Для повреждения может использоваться удар, воздействие кипятка, закорачивание конденсатора и другое.
  • Слив из «обратки». В старых грузовиках незадействованное горючее стекает из мотора самотеком, что позволяет собрать топливо в отдельную канистру. При этом удается украсть около 5 л на 100 км. На новых машинах система подачи горючего переработана, поэтому использовать такую схему нельзя.
  • Слив из машины, которая установлена под углом. Грузовик загоняется на возвышенность, чтобы топливо перетекло в обратную от датчика сторону. При этом фиксируется неправильный уровень, а водитель может слить определенный объем горючего. В дальнейшем изменения списываются на погрешность ДУТ.
  • Добавление дополнительных жидкостей. Как вариант, водители могут обесточить систему, слить, к примеру, 60 л горючего, а потом добавить около 1500 мл спирта. При этом меняется проницаемость горючего, а это позволяет обмануть систему.

В качестве альтернативы применяются и другие варианты:

  • Повреждение соединительных кабелей, которые идут к датчику топлива.
  • Нанесение солидола / кислоты на разъемы, что приводит к сбою в работе устройств.
  • Установка иголок в провода для закорачивания внутренней цепи.
  • Повреждением электрошокером самой цепи путем подачи разряда в 2,5 кВ.
  • Установка терминала GPS или Глонасс на 30 секунд в работающую СВЧ-печь.
  • Изменение объема топливного бака путем добавления и надувания грелки.
  • Регулировка вязкости путем раздавления печным топливом, газовым конденсатом или водой.
  • Внесение измерений в работу стрелки уровня топлива и т. д.

Почти все варианты подразумевают повреждение датчика и являются вандализмом. При первой же детальной проверке такие случаи выявляются, что заканчивается наказанием для водителя и даже его увольнением.

Применение современных система контроля уровня топлива позволяют свести к минимуму вероятность кражи горючего с топливного бака грузовика. Для этих целей все чаще применяются современные ДУТ, а также системы мониторинга, позволяющие дистанционно контролировать расход, уровень, заправку / слив и другие параметры.

Как определить количество бензина в баке с точностью до литра

Расход бензина, помноженный на его стоимость, может стать решающим аргументом в выборе автомобиля, но часто бывает недостаточно знать, сколько топлива сгорает по регламенту и в реальности. Когда индикатор дает сигнал, что горючего мало, а особенно – если он выходит из строя и лампочка вовсе не горит, – встает самый главный вопрос: как узнать, сколько осталось бензина?

Народные хитрости

Стационарного прибора, который мог бы измерить количество топлива в баке с точностью до литра, нет ни в одной самой полной комплектации современных машин. Но в среде автолюбителей и специалистов, на форумах автомобильной тематики можно встретить множество советов по определению этих остатков: от раскачивания авто для оценки звука (чем меньше бензина, тем громче всплески) до его взвешивания и сравнения с весом в книжке по эксплуатации. Один из таких оригинальных алгоритмов измерения остатков топлива – его слив из бака в мерную емкость, а затем заливка обратно в бак.

Читать статью  Какого цвета бензин в Японии

Конечно, существуют и более разумные способы, которые подойдут в дорожных условиях.

По приборам

Если топливный индикатор работает, первое решение – сориентироваться по нему. Например: объем бака – 50 л, на шкале условно нанесено 10 делений, – значит, каждое «отбивает» 5 л. Прикидывая остаток горючего таким способом, помните, что результат будет приблизительным, и обращайте внимание на расположение автомобиля: машина должна стоять строго горизонтально, иначе показатель не будет соответствовать действительности.

Более точные показания можно получить с помощью специального щупа. Бензобаки некоторых старых автомобилей снабжались им с завода, но по аналогии его можно сделать самостоятельно, хорошо изучив тему. Расстояние между отсечками зависит от размеров и формы бака, длина линейки должна быть не менее полутора метров, а материал, из которого она изготавливается, – не содержать металла и не создавать искр.

С помощью диагностического режима

Если на вашем автомобиле установлена приборная панель от семейства Renault, куда выборочно попадают модели LADA, Nissan и некоторые другие, узнать, сколько в баке бензина, с точностью до литра можно в диагностическом режиме панели.

Чтобы запустить диагностику приборки, нужно:

– перед включением зажигания зажать на 5 секунд кнопку сброса суточного пробега, затем включить зажигание и отпустить кнопку, когда стрелки приборов начнут двигаться;

– той же кнопкой переключить режим диагностики панели приборов, найдя в правом верхнем углу иконку заправочной колонки.

Под этой иконкой отображается цифра, точно соответствующая литражу оставшегося в бензобаке топлива.

Проверить, сработает ли диагностический режим панели приборов на конкретном автомобиле, можно опытным путем.

С помощью датчика

Если приборная панель не поддерживает описанные выше возможности тестового режима, проблему контроля количества бензина в баке автомобиля можно решить с помощью специального беспроводного датчика, устанавливаемого прямо в бензобак.

Современный прибор работает от батарейки с увеличенной автономностью (до пяти-семи лет!) и способен хранить во встроенной памяти данные об изменении уровня топлива в среднем за два месяца. Уровень горючего в любой момент можно считать дистанционно с помощью специального устройства, распознающего радиосигнал.

С помощью расчетов

Для любителей расчетов существует еще один способ, требующий предварительной подготовки. Заправив полный бак и обнулив одометр, можно легко вычислить реальный объем бензобака и расход топлива на 100 км в привычном режиме езды, что в дальнейшем поможет контролировать уровень горючего.

Видео запуска диагностического режима

Уровень топлива в топливном баке, контроль топлива

Контроль уровня топлива в баке грузовика — необходимость, позволяющая подобрать оптимальный вариант вождения транспортного средства, оптимизировать время его работы, уточнить нормы расхода топлива и исключить кражи.

Для решения проблемы используются ультразвуковые, поплавковые и емкостные датчики, позволяющие контролировать интересующий параметр и своевременно принимать меры. Ниже мы рассмотрим, для чего нужен контроль, какие существуют методы и как драйверы научились накручивать разные устройства.

Для чего нужен контроль топлива в топливном баке грузовика

Уровень топлива в топливном баке грузовика

Кража топлива на грузовиках — настоящая проблема, с которой сталкивается практически любой автопарк. Финансовые потери в этих случаях могут достигать 500-1000 долларов и более. Для уменьшения протечек владельцы транспорта используют различные методы контроля, в том числе пломбирование бака, использование талонов или установку датчиков уровня топлива в баке.

Использование купонов защищает от мошеннических проверок, но не мешает водителю выгрузить дизельное топливо и перепродать его. Пломбирование помогает предотвратить мошенничество, но требует собственной АЗС. Более эффективное решение — установка датчика, контролирующего уровень топлива.

Применение специальных мер позволяет не только защититься от кражи, но и решить другие проблемы:

  1. Выбирайте оптимальный способ использования технологии в производстве. В этом случае также отслеживаются обороты двигателя, баланс, расход и т.д.
  2. Уточнение нормы расхода. Постоянный мониторинг позволяет получать достоверную информацию о расходе топлива для любого оборудования. Особенно это актуально для спецтехники и тракторов. Информация о фактическом расходе топлива часто является приблизительной, что не позволяет адекватно контролировать расходы на использование грузового автомобиля.
  3. Контроль времени использования технологии. Позволяет избежать неправильного использования или простоя при транспортировке. Другими словами, вы можете платить водителям за фактически отработанное время.

Как измеряют уровень топлива

Есть несколько методов контроля топлива, которые можно использовать в производстве. Рассмотрим основные варианты.

Проверка уровня горючего в баке

Уровень топлива в топливном баке грузовика

В этом случае для мониторинга используются специальные датчики, которые позволяют получать информацию об объеме топлива, видеть количество ежедневных заправок, определять факты кражи или проверять расход. Для этих целей используются различные типы датчиков и счетчиков топлива.
Профессионалы:

  • возможность измерения разных видов топлива;
  • не нужно вмешиваться в топливную систему двигателя;
  • небольшая цена;
  • контроль заправки / слива топлива.
  • проблемы с обнаружением сливы;
  • сложность проверки уровня за короткое время, когда машина проехала небольшое расстояние;
  • относительно невысокая точность измерения;
  • необходимость калибровки бака грузового автомобиля.

Контроль по топливной магистрали

В этом случае измеряется фактический расход топлива, после чего рассчитывается уровень. Для получения информации о мгновенном расходе можно использовать расходомер, который монтируется в топливной магистрали. Они бывают дифференциальными и однокамерными. Первые рассчитывают расход топлива как разницу между расходами на входе и выходе, вторые измеряют объем жидкости, пересекающей линию.

  • возможность выявления любых отказов двигателя;
  • управление потоком в разных режимах двигателя;
  • точность измерений;
  • снижение риска кражи топлива.
  • отсутствие контроля за объемом и сроками заправки.
  • сложность процедуры;

Данные с CAN-шин

Расход топлива можно контролировать с помощью шин данных автомобиля, которые объединены в единую сеть. Бортовые информационные системы передают данные о параметрах автомобиля, в том числе интересующую информацию. Эти CAN-интерфейсы позволяют получать сообщения с информацией об уровне топлива, расходе, израсходованном объеме, почасовых / путевых потерях.

  • возможность избежать использования дополнительных датчиков.
  • большое количество полезной информации;
  • нет информации о заправке / сливе топлива.
  • меньшая точность, чем у расходомера;
Читать статью  Порядок списания ГСМ по путевым листам на примере

Дополнительные методы

В дополнение к рассмотренным выше могут быть использованы дополнительные методы:

  • Метод расчета Измерение уровня топлива возможно с помощью метода расчета. Это наиболее простой и наименее точный метод, предполагающий использование расчетных формул. Все, что нужно, это ввести нормативный расход для автомобилей, оборудованных GPS-локатором, после чего программа умножит этот параметр на пробег. В результате можно рассчитать количество сожженного топлива и текущий уровень топлива.
  • Инжектор импульсов. Если в автомобиле есть ЭБУ, проверка может производиться импульсными сигналами с помощью бесконтактного считывателя. Сигналы записываются без электрического контакта с проводами форсунок и без вмешательства в электронику машины.

Классификация датчиков уровня автомобильного топлива

Как уже отмечалось, основным элементом управления является датчик уровня топлива, с помощью которого можно увидеть реальный остаток топлива и, таким образом, контролировать водителя.

Датчик поплавкового типа

Уровень топлива в топливном баке грузовика

Одно из самых дешевых и надежных устройств для замены топлива в баке грузовика. Такие устройства работают в условиях сильных вибраций и колебаний топлива, что может привести к ошибкам в процессе измерения. Чтобы уменьшить влияние этих моментов, датчик поплавка установлен в специальной демпферной трубе, диаметр которой немного больше диаметра самого поплавка.

Конструктивно механизм представляет собой поплавок, перемещающийся по вертикальной штанге. Внутри находится постоянный магнит, а в прикладе, который выглядит как полая трубка, — язычковый элемент. Последний контакт активируется при приближении магнита. Если нет возможности установить датчик сверху, его можно закрепить на стене. В такой ситуации на шарнире фиксируется поплавок с магнитом, а геркон — в корпусе.

Емкостный измеритель уровня топлива

Емкостной датчик может использоваться для получения точных данных об уровне топлива в баке. В его функции входит измерение объема топлива, а также контроль заправки и выхлопа. Датчик подключается к контроллеру через аналоговый / цифровой вход. Принимая во внимание размер и габариты резервуара, может потребоваться установка 2 или более датчиков, что повышает точность.

Конструктивно емкостной датчик представляет собой длинный конденсатор переменной мощности, который установлен в баке. Параметр емкости и выходной сигнал изменяется с учетом того, какая часть датчика погружена в топливо. Точность информации зависит от количества измеренных точек. В частности, для современных ДУТ этот параметр составляет около четырех тысяч точек по глубине резервуара. Как правило, глубина цистерны в грузовике составляет не более 70-80 см, а это значит, что изменения в емкости для грузовика можно зафиксировать примерно на 0,2 мм.

Специальные программы используют специальные алгоритмы для сглаживания скачков уровня. Кроме того, параллельно рассчитывается расход топлива с учетом скорости, оборотов двигателя, информации о зажигании и других данных. Если устройство настроено правильно, его погрешность не превышает 3%, но на этот параметр могут влиять другие факторы (скорость, качество топлива и т.д.). При этом обмануть такое устройство практически невозможно.

Ультразвуковой датчик

Такое устройство работает по другому принципу. Здесь от излучателя идет сигнал, отраженный от границы и обратно. В этом случае электроника ультразвукового ДУТ контролирует время прохождения и возврата сигнала. Он регистрирует время, необходимое для прохождения сигнала, и делит его на две составляющие с последующим преобразованием в электрическую составляющую.

Сегодня для определения положения излучателя используются три ультразвуковых метода:

  1. Вверху резервуара. Данные передаются по воздуху до предела топлива, отражаются и возвращаются.
  2. Внизу емкости. Сигнал проходит через топливо до тех пор, пока он не соприкасается с воздухом, а затем отражается.
  3. Под днищем бака. В этом случае сигнал исследуется через дно емкости.

Недостатком ультразвукового датчика является необходимость периодической очистки. Кроме того, ошибка редко превышает 1-2%.
Использование высокоточного датчика сводит к минимуму неправильную индикацию уровня топлива. К тому же такие устройства сложно обмануть, ведь учитывается множество параметров: наличие работающего двигателя, параметры спидометра, углы наклона бака и прочее.

Как водители обманывают датчик уровня топлива

Как водители выдают датчик уровня топлива

Воображение водителей грузовиков не знает границ, поэтому они придумали множество способов обмануть и украсть топливо. Рассмотрим основные варианты:

  • Дренаж из угловой установленной машины. Грузовик движется в гору, так что топливо течет в направлении, противоположном датчику. В этом случае фиксируется неправильный уровень и водитель может слить определенное количество топлива. В дальнейшем изменения отменяются по ошибке ДУТ.
  • Дренаж из «обратки». В старых грузовиках неиспользованное топливо вытекает из двигателя самотеком, что позволяет собирать топливо в отдельный контейнер. В этом случае можно украсть около 5 литров на 100 км. На новых машинах переработана топливная система, поэтому использовать эту схему нельзя.
  • Повреждение датчика. Самый простой способ — это механическое повреждение ДУТ, потому что водитель не несет за это ответственности. Если устройство не работает должным образом, появляется возможность украсть топливо. Для повреждений, ударов, воздействия кипящей воды, короткого замыкания конденсатора и т.д.
  • Добавление дополнительных жидкостей. В качестве альтернативы водители могут обесточить систему, слить, например, 60 литров топлива, а затем добавить около 1500 мл спирта. В этом случае проницаемость топлива меняется, и это позволяет обмануть систему.

В качестве альтернативы возможны другие варианты:

  • Изменение объема топливного бака путем добавления и надувания подогревателя.
  • Поражение электрическим током самой цепи за счет разряда 2,5 кВ.
  • Повреждение соединительных кабелей, ведущих к датчику топлива.
  • Нанесите смазку / кислоту на разъемы, что приведет к неисправности устройств.
  • Регулировка вязкости путем измельчения дизельным топливом, газовым конденсатом или водой.
  • Установка игл в проводах для короткого замыкания внутренней цепи.
  • Установка терминала GPS или Глонасс на 30 секунд в работающую микроволновую печь.
  • Делаем замеры в работе стрелки уровня топлива и тд

Практически все варианты предполагают повреждение датчика и являются вандализмом. Такие случаи выявляются при первой детальной проверке, которая заканчивается наказанием водителя и даже его увольнением.

Использование современных систем контроля уровня топлива позволяет минимизировать вероятность хищения топлива из бака грузового автомобиля. Для этих целей все чаще используются современные ДУТ, а также системы мониторинга, позволяющие дистанционно контролировать расход, уровень, наполнение / слив и другие параметры.

Источник https://perevozka24.ru/pages/uroven-topliva-v-toplivnom-bake-gruzovika

Источник https://proautomasla.ru/stati/kak-opredelit-kolichestvo-benzina-v-bake.html

Источник https://carsaround.ru/uroven-topliva-v-toplivnom-bake-kontrol-topliva.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: