Правильный выбор масел для коммерческой техники

Правильный подбор масел для современной коммерческой техники всегда был одним из определяющих её ресурс факторов. Поэтому споров вокруг потенциала использования автомобильных масел великое множество, и они не умолкают никогда. Сегодня мы не будем спорить, а просто дадим квалифицированные ответы на некоторые важные вопросы.

Существенные различия

Один из часто задаваемых вопросов: есть ли разница между моторными маслами для легковых и грузовых автомобилей?

Отвечаю: да, и довольно существенная. Это прямое следствие различий в условиях работы двигателей легковых и грузовых машин. С формальной точки зрения эта разница находит отражение в спецификациях, задающих требования к свойствам тех и других продуктов. Например, в европейской системе АСЕА для описания параметров масел для грузовых дизельных моторов существует отдельная группа Е (Е4, Е6, Е7, Е9), в то время как масла для легковой техники относят к группам А/В и С. Надо понимать, что за этими обозначениями стоят определённые программы испытаний (лабораторных и моторных), которые, несмотря на некоторую схожесть требований в лабораторной части, например, по значению т. н. вязкости HTHS (вязкость при 150° С в условиях быстрого относительного движения поверхностей деталей в паре трения) для группы Е и А3/B3, А3/B4, C3, С4 (не менее 3,5 мПа∙с), существенно различаются в моторном разделе как по типам двигателей, используемых для испытаний масла, так и по видам испытаний. Так, в группе Е есть испытания, которым легковые масла вообще не подвергаются: это тесты на диспергирующую способность масла в отношении сажи с использованием двигателей Mack T-8E и Mack T-11 и на износ деталей двигателя из-за накопления сажи в моторе Cummins. Наконец, ведущие производители грузовых автомобилей разрабатывают собственные спецификации, т. е. программы испытаний моторных масел, ориентированные на создаваемые ими двигатели. И то же делают почти все производители легковых автомобилей. Легко догадаться, что эти программы совершенно разные, а значит, разными являются и свойства масел для легковых и большегрузных машин.

По-другому выглядит спецификация API. В ней нет разделения требований к маслам в соответствии с применением двигателя – в легковой машине или в грузовике. Но, по крайней мере пока, соотношение бензиновых моторов и дизельных в американских легковых автомобилях отнюдь не в пользу дизелей. Не случайно первая буква «С» в обозначениях категорий качества масел для дизельных двигателей внутри спецификации API имеет две трактовки: C – compression (воспламенение от сжатия) и C – commercial (коммерческая техника).

Из сказанного следует, что параметры используемого масла должны полностью соответствовать конструкции и характеристикам мотора. Это соответствие (или его отсутствие) может быть легко установлено: достаточно проверить, имеет ли соответствие рассматриваемое моторное масло допускам, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля. Их два вида: допустимые классы вязкости по SAE и эксплуатационная спецификация из числа тех, что были упомянуты ранее. Вязкость определяет несущую способность масла в парах трения, и если она недостаточна, то в тяжёлых режимах эксплуатации возможен разрыв плёнки и соприкосновение металлических деталей. С другой стороны, если вязкость масла выше, чем заявлено в инструкции к автомобилю, то как минимум возрастают потери энергии на прокачку по системе смазки. Однако гораздо хуже и опаснее то, что в наддувных двигателях замедляется скорость прохождения масла через турбину, эффективность её охлаждения маслом снижается, само масло дольше подвергается воздействию высокой температуры и соответственно интенсивнее окисляется. Окисление приводит к ещё большему повышению вязкости, замедлению тока масла, перегреву турбины и двигателя и в итоге может привести к отказу мотора.

Как уже говорилось, допуск (спецификация АСЕА, фирменный допуск автопроизводителя) – есть обозначение программы испытаний, которые масло должно успешно пройти, чтобы его можно было применять в том или ином двигателе. Отсутствие в документах на масло или на этикетке ёмкости с маслом допуска, указываемого автопроизводителем в качестве обязательного условия для использования масла, однозначно запрещает его применение. Использование недопущенного масла освобождает автопроизводителя от любых гарантийных обязательств. Кроме того, вполне возможен повышенный износ двигателя и резкое сокращение его ресурса. Так что точное и ясное знание того, какое масло требуется вашему двигателю, и неукоснительное следование инструкции по эксплуатации является ключевыми факторами культуры работы с транспортными средствами.

Классификация масел по SAE

0W, °С 5W, °С 10W, °С 15W, °С 20W, °С 25W, °С
Проворачивание –30 –25 –20 –15 –10 –5
Прокачиваемость –40 –35 –30 –25 –20 –15

[b]Диапазон применения масел в зависимости от внешней температуры[/b]

Всё дело в вязкости

Следующий, очень своевременный, вопрос связан с сезонностью применения моторных масел.

Сразу скажу, что все масла, выпускаемые лидерами отрасли и предназначенные для применения в двигателях большегрузных автомобилей, эксплуатируемых в климатических зонах, подобных России, – всесезонные. Поясню, что означает этот термин. Как было сказано, вязкость масла в двигателе не может быть какой угодно, а должна соответствовать одному из классов вязкости SAE, точнее, на сегодняшний день, стандарта SAE J300 в редакции 2009 г. Этот стандарт вводит понятие классов вязкости, которые могут быть условно разделены на «зимние» и «летние». Так называемые «зимние» классы имеют обозначения 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W и формулируют требования к пусковым свойствам масла в холодное время года. Идея в том, что для пуска двигателя нужно, чтобы его вал возможно было устойчиво вращать стартёром и чтобы при этом масло уверенно прокачалось по системе к точкам смазки. Стандарт SAE J300 устанавливает пределы вязкости масел при различных отрицательных температурах. Например, масла, отнесённые к классу 0W, не должны иметь вязкость выше 6200 сПз (сантипуаз) при температуре –35 °С, 5W – не выше 6600 сПз при –30 °С и т. д. При этом вязкость масел всех «зимних» классов не должна быть выше 60 000 сПз: для 0W – при –40°, для 5W – при –35 °С и т. д. Соответственно, конструируя мотор, инженеры при расчёте его параметров с учётом мощности аккумулятора и стартёра ориентируются на низкотемпературные характеристики выпускаемых промышленностью масел.

Читать статью  Как выбрать мотоэкипировку. Руководство для начинающих

С другой стороны, SAE J300 устанавливает также требования к вязкости масла при рабочей температуре, принимаемой равной 100 °С. Вводится понятие т. н. «летних» классов, обозначаемых числами 20, 30, 40, 50 и 60, и задаётся интервал допустимых значений вязкости масла при 100 °С. Так, у масла класса вязкости SAE 20 она должна быть в пределах 5.6 – 9.3 сСт (сантистокс), SAE 30 – в пределах 9.3 – 12.5 сСт и т. д. Кроме того, ещё для каждого класса задаётся значение вязкости HTHS (см. выше).

Ну а дальше всё просто: производимые масла одновременно удовлетворяют требованиям и «зимних» классов, и «летних», т. е. имеют хорошие пусковые свойства в холодное время и при этом при рабочей температуре, имея заданную вязкость, обеспечивают заданные несущие свойства масла в парах трения двигателя. Соответственно, для их обозначения используют всем известные комбинированные надписи типа 5W-30, 10W-40 и т. п. Сами названия классов идут с тех времен, когда в ходу ещё были сезонные масла и надо было раздельно определять свойства тех, что применялись зимой, и тех, что использовались летом, когда проблемы холодного пуска не было. Надо сказать, впрочем, что настоящие летние моторные масла, т. е. те, что соответствуют только «летним» классам вязкости по SAE, могут иметь некоторое применение и сейчас – в коробках передач и гидросистемах некоторых моделей внедорожной техники. То есть в моторах их почти нет, разве что в старых моделях.

Наиболее распространёнными классами вязкости масел, применяемых в грузовом транспорте, являются сегодня SAE 10W-40 и SAE 15W-40. Всё чаще, однако, производители современных грузовиков предписывают применение масел класса 5W-30, что раньше было характерно исключительно для легковых автомобилей.

Везёшь больше – меняй чаще

Следующий вопрос, который нужно пояснить. Есть ли связь между грузоподъёмностью автомобиля и характеристиками моторного масла?

Строго говоря, могла бы быть в той мере, в какой конструкция и характеристики двигателя связаны с максимальным весом перевозимого груза. На практике автопроизводители оснащают грузовики разной грузоподъёмности различными по мощности моторами, однако все двигатели модельного ряда спроектированы таким образом, чтобы к ним подходили масла, вписывающиеся в систему требований SAE (по вязкости) и имеющие эксплуатационные характеристики в соответствии с промышленными стандартами (АСЕА, группа Е; API, группа С) либо имеющие допуски самих автопроизводителей. Если же один и тот же двигатель устанавливается на автомобили с различной полной массой, то с увеличением массы сокращаются интервалы смены предписанного моторного масла.

Как выбрать масло для грузовиков?

В движок и трансмиссию грузовика нужно обязательно лить автомобильное масло. Оно необходимо для бесперебойного функционирования агрегатов. Множество автолюбителей задается вопросом, какое масло лить, к примеру, в КАМАЗ.

Как выбрать масло для грузовиков?

При выборе нефтепродукта необходимо руководствоваться определенными рекомендациями и правилами.

Их соблюдение даст вам возможность подобрать такую смазку, которая лучше всего подойдет для силового агрегата/коробки передач вашей машины.

Классификация грузовиков по сроку эксплуатации

Чтобы грамотно выбрать моторное масло для грузового автомобиля, требуется поделить весь подобный транспорт на 4 категории:

  1. Современные автомобили, находящиеся на гарантийном обслуживании изготовителя.
  2. Машины, эксплуатируемые от 1 до 5 лет, с истекшим гарантийным сроком.
  3. Авто, используемые от 5 до 10 лет.
  4. Старые грузовики, произведенные больше десятка лет назад.

У каждого из перечисленных типов грузовиков есть отличительные черты. Знание этих особенностей позволит не ошибиться при покупке автомасла.

Первая и вторая категория

С 1-ой категорией все достаточно просто. Сервис-центр, в котором авто находится на обслуживании, рекомендует лить лишь одну смазку. Специалисты выбирают такой нефтепродукт, который советует использовать автопроизводитель.

В интересах сервисного центра, чтобы, пока не истек гарантийный срок, с вашим авто ничего не произошло. Для этого необходимо, чтобы вы применяли наилучшие масла для грузовых автомобилей.

Потому, если вы хозяин новой машины, попросту доставьте ее в сервис-центр. Там вам поменяют автомасло. Если вы попытаетесь проделать все самостоятельно, то, с большой вероятностью, лишитесь гарантии.

Для грузовиков, входящих во 2-ую категорию, лучше всего использовать синтетику. Она стоит дорого, однако обеспечивает хорошую защиту от изнашивания как двигателю, так и КПП.

Как выбрать масло для грузовиков?

Синтетическое моторное масло для грузовых транспортов

Синтетические моторные масла для грузовиков надо менять не слишком часто. Это большой плюс при поездках на дальние расстояния.

Если грамотно заботиться за собственной машиной, можно увеличить ее эксплуатационный период. Вам не придется приобретать новое грузовое авто.

Читать статью  10 лучших масел для двигателя ВАЗ

Даже если вы совершаете довольно длинные поездки, это никак не отразится на состоянии двигателя (при условии заливки в него высококачественного синтетического продукта).

Синтетика считается самым лучшим маслом. Она служит продолжительный срок, прекрасно защищает все детали от износа.

Третья и четвертая категория

Сколько автомасла должно заливаться в машины, относящиеся к 3-ей категории?

Довольно много. Ввиду этого желательно использовать смазку, стоящую дешевле, чем синтетика, например, полусинтетику. Она должна располагать некоторыми свойствами, чтобы отвечать всем требованиям, которые выдвигаются к маслу для грузовиков.

Прежде всего, полусинтетическое автомасло, заливаемое в двигатель грузовика, должно иметь высокие показатели эксплуатации, позволяющие машине проехать большое количество километров.

Покупайте такую смазку, которая выполняет собственную задачу при минус тридцати пяти градусах (в особенности это актуально для Крайнего Севера).

Нелишними будут хорошие противокоррозийные и антиокислительные характеристики. Именно коррозии и окислению часто подвергаются запчасти грузового транспорта.

К пятому году эксплуатации большая часть подобных авто уже имеет пробег в несколько сотен тысяч километров по российским и заграничным трассам.

Из-за этого их детали подвергаются износу, уменьшить который возможно, выбрав правильный расходник, а также соблюдая рекомендованный интервал замены масла.

Как выбрать масло для грузовиков?

Минеральное масло для дизельных двигателей

К 4-ой категории причисляются довольно старые машины. Обычно грузовики за одно и то же время проезжают большее расстояние, чем легковые автомобили. Следовательно, их бензиновые/дизельные двигатели нагружаются сильнее.

Подбирая смазку для старого грузовика, необходимо, прежде всего, учитывать его состояние. Если он «еле дышит», максимум проработает еще пару лет, то в него нужно лить недорогое автомасло, к примеру, минералку.

В моторное масло этого типа добавляются специальные присадки. Благодаря им вы сможете продлить жизнь своему «железному другу», а также сэкономить собственные денежные средства.

Если ваша машина находится в хорошем состоянии, то лейте полусинтетику. Она способна значительно увеличить эксплуатационный период транспортного средства. Цена у нее не слишком высокая, а вот полезных присадок достаточно много.

Именно подобные добавки способны значительно продлить срок эксплуатации силового агрегата и трансмиссии вашего транспортного средства.

Заключение

Чем новее грузовик, тем лучше должно быть заливаемое в его агрегаты автомасло. Синтетика дает возможность защитить запчасти нового авто от изнашивания. Со временем надо вносить изменения в периодичность замены масла и тип смазки, переходить на полусинтетику, минералку, дизельное масло.

Следуя данным советам, вы сумеете посредством автомасла увеличить период эксплуатации. Смазка защищает движок от коррозийного и окислительного воздействия посредством особых присадок.

Наверняка вы уже поняли, насколько выгодно лить в двигатель внутреннего сгорания/коробку переключения передач полусинтетику или минералку на поздних этапах эксплуатации.

Рекомендуемую сервис-центром смазку (обычно это синтетический нефтепродукт) необходимо заливать лишь до тех пор, пока не закончится гарантия.

Помните, что перед заменой мотор не надо промывать (если в нем не скопилось чересчур много грязи). Это может привести к возникновению разных неисправностей.

Также не забывайте о том, что написано в эксплуатационном руководстве. Рекомендации автопроизводителя имеют первостепенное значение при выборе масляной жидкости.

Ввиду этого каждый автолюбитель должен в обязательном порядке с ними ознакомиться.

Люблю автомобили в любых проявлениях. Ковыряюсь под капотом с детства. Знаю всю подноготную российских авто и частично импортных. С удовольствием поделюсь своими знаниями со всеми кому нравится все делать своими руками.

Какое масло заливать в грузовики?

Какое масло заливать в грузовики?

Моторное масло выполняет сразу несколько функций: снижает трение, отводит тепло, регулируя рабочую температуру, снижает образование нагара и золы, защищает трущиеся детали от коррозии и прогорания. Помимо класса вязкости, масла отличаются по набору присадок, учитывающих особенности работы грузовых или легковых, дизельных или бензиновых, двух или четырехтактных моторов. Возникает вопрос, как правильно подобрать масло для грузовика с учетом всех особенностей?

Какое масло заливать в грузовики?

Существует несколько стандартов, описывающих характеристики моторных масел:

  • ACEA — принят в ЕС, самый жесткий в отношении экологических норм. Предполагает три класса: A/B — универсальные масла для легковых двигателей, работающих в тяжелых условиях (легкий коммерческий транспорт), C – для легкового транспорта, E – для коммерческой техники.
  • API — американский стандарт, предполагает два класса: S (Service) для легковых бензиновых двигателей и C (Commercial) — для дизельного коммерческого транспорта;
  • ILSAC — американо-японский стандарт для классификации масел с низкой вязкостью.

Для грузовой, спецтехники необходимо выбирать масла, соответствующие классам C (Commercial) по API или Е по ACEA.

Различие масел по ACEA

Согласно европейскому стандарту действует четыре класса моторных масел для грузовой техники:

  • E4 — для высокооборотистых дизелей Евро 1 — Евро3 без сажевых фильтров. Позволяет увеличить межсервисный интервал. Масла подходят для жестких условий, обладают одним из самых больших ресурсов. Отличаются высокой зольностью, отличными антиокислительными свойствами;
  • E6 — разработан на базе класса Е4 для дизельных ДВС Евро 1-4 с системой рециркуляции и сажевым фильтром, чувствительно к содержанию серы в топливе. Обладает сниженной зольностью.
  • E7 — для высокооборотистых дизелей Евро 1-5 с сажевыми фильтрами, системой EGR, обладают увеличенным ресурсом, отличными антиокислительными, моющими свойствами.
  • E9 — почти полностью повторяет свойства класса Е7, только снижен уровень зольности. Это самый современный стандарт, идеально подходит для моторов, выпущенных после 2010 года, однако устанавливает более высокие требования к чистоте топлива.

Некоторые производители в ограниченном количестве выпускают масла для грузовиков класса E2 для дизельных ДВС без сажевых фильтров стандарта Евро 3 или ниже, которые используются на грузовой, строительной, сельскохозяйственной технике. Достоинства: сниженная цена, рентабельность использования на старых грузовиках, низкие требования к качеству топлива.

Читать статью  Какое масло лучше заливать в двигатель Лада Гранта 8 клапанов

Свойства по API

Исторически сложилось, что в США и Канаде легковые автомобили, а также внедорожники и малотоннажные грузовики (траки или пикапы) комплектуются бензиновыми моторами. Грузовая и спецтехника — дизелями. Поэтому по классификации API коммерческие масла учитывают, в первую очередь, особенности эксплуатации дизельных моторов. Существует 13 классов, но большинство из них уже устарели.

В 2019 году действует три класса по API:

  • CH-4 – существует с 1998 года, идеально подходит для четырехтактных двигателей, которые соответствуют экологическим нормам 1998 года (Евро 3) или ниже. Обратите внимание, масла совместимы с топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5%.
  • CI-4 – используется с 2002 года, это масла, которые предназначены для моторов с системой рециркуляции EGR, соответствующим экологическим нормам 2004 года (до Евро 4);
  • CJ-4 – самый современный стандарт. Учитывает современные экологические требования, обеспечивает повышенную защиту поршней от отложений, шлама, снижает токсичность выхлопа. Подходит для современных высокооборотистых бензиновых и дизельных моторов (до Евро 6), а также двигателей, работающих на биотопливе и оснащенных системой нейтрализации отработанных газов. Масла для грузовиков класса CJ-4 обладают увеличенным ресурсом, энергосберегающими свойствами.

Масла для малотоннажного коммерческого транспорта

Помимо легковой и грузовой техники существует легкий коммерческий транспорт LCV. Несмотря на то, что на таких моделях устанавливаются моторы, аналогичные гражданским собратьям, работают они в более тяжелых условиях, с увеличенным межсервисным интервалом. По европейской классификации ACEA для таких двигателей разработаны классы моторных масел:

  • А1/В1 и А5/В5 — с низкой вязкостью;
  • А3/В3 и А4/В4 — с нормальной вязкостью.

Активно в разработке стандартов масел для LCV участвуют и производители смазочных материалов, которые учитывают тонкости эксплуатации малотоннажной коммерческой техники. Например, Motul Power LCV Euro+ 5W-40 подходит для современных европейских и азиатских фургонов, грузовиков, используемых в европейской части РФ. Power LCV Asian 5W-30 — для легко коммерческого транспорта, который эксплуатируется на Дальнем Востоке.

Масла Motul LCV Turbo Diesel 10W40 и Castrol Vecton LCV созданы для дизелей Cummins ISF 2,8 и 3,8 (устанавливаются на ГАЗели, некоторые китайские, корейские малотоннажные грузовики).

Mobil Delvac Light Commercial Vehicle 10W-40 подходит для большинства дизельных и бензиновых двигателей LCV, которые эксплуатируются в России

Выбираем масло для грузовиков по типу вязкости

Важная характеристика моторных масел — вязкость. Если она будет слишком низкой — ухудшаться смазывающие свойства, из-за чего возможен перегрев мотора, ускоренный износ поршней. При повышенной вязкости возможны проблемы с запуском, ухудшается отвод тепла, двигатели смазываются неравномерно, что приводит к ускоренному износу.

По классификации SAE масла бывают трех типов:

  • зимние — маркируются буквой W, предназначены для эксплуатации в северных регионах с резким континентальным и арктическим климатом. Всего существует шесть классов для использования при различных температурных диапазонах: 0W (от -40 до -10º С), 5W (от -35 до -10º С), 10W (от -25 до -5º С), 15W (от -20 до 0º С), 20W(от -15 до +10º С);
  • летние — предназначены для использования в регионах с теплым климатом. Маркируются числом, характеризующим вязкость, например SAE 20. Предусмотрено несколько уровней вязкости: 30 (от 0 до +30º С), 40 (от +5 до 40º С), 50 (от +10 до 50º С).
  • всесезонные — сохраняют вязкость как при низких, так и при высокой температуре, обозначаются двойной маркировкой, например, 15W-30.

Сроки замены масла для грузовиков

Срок замены смазочных материалов масел зависит от нескольких характеристик: типа, условий эксплуатации, непосредственно самого двигателя. Поэтому возникает вопрос: какое масло заливать в грузовик, чтобы оно служило дольше?

Наиболее долгоиграющие — синтетические масла. К примеру, на седельных тягачах Мерседес Актрос интервал замены синтетики составляет 120 000 км. Тогда как максимальный срок жизни минерального — 30 000 км. Промежуточное решение по цене и долговечности — полусинтетика.

Характеристики указаны для эксплуатации в мягком климате западной и центральной Европы при использовании качественного топлива и движении преимущественно по шоссе.

Интервал смены масла сокращается до 30-40% при использовании низкокачественного топлива с большим содержанием серы и твердых частиц, а также до 40-50% для автомобилей, которые эксплуатируются в городе.

Как правило, производители указывают интервалы техобслуживания с учетом особенностей эксплуатации техники в разных регионах. На современной технике по умолчанию указывается ресурс для синтетических смазочных материалов.

Определить срок службы других типов масел можно умножив указанный в «Инструкции» ресурс на коэффициент:

  • для синтетических эстеровых и полиафильных масел — К=1;
  • для синтетики класса API SM/SN — К=0,75;
  • полусинтетика и синтетика класса API SJ/SL — К =0,625;
  • минеральные масла — К=0,3 — 0,375.

Однако использование синтетических масел целесообразно для новой техники, которая служит не более 5 лет или после капитального ремонта. В этом случае будет обеспечен максимальный эффект от каждого вложенного рубля.

По советам мотористов, для техники которая эксплуатируется более 5 лет и имеет небольшой износ мотора разумнее использовать полусинтетические масла. На таких двигателях смазочные материалы вырабатываются быстрее, интервал ТО сокращается на 15-20%.

Для ДВС со значительным износом, эксплуатируемых более 10 лет, бессмысленно тратиться на более дорогую синтетику. Рациональным решением будут минеральные масла.

Итоги

Если критерии выбора смазочных материалов прописаны подробно в Руководстве по эксплуатации — строго их соблюдаем. В подобных случаях многие производители моторных масел согласовывают свою продукцию с автопроизводителями и дополнительно указывают на этикетке совместимые модели транспорта.

Если указываются общие требования — можно выбрать из недорогих марок. Для больших автопарков есть смысл закупать универсальные масла для грузовиков. Но в любом случае важно учитывать климатические особенности, год производства транспорта.

Источник https://gruzovikpress.ru/article/18013-pravilniy-vybor-masel-dlya-kommercheskoy-tehniki-maslyanaya-kompetentsiya/

Источник https://motoroill.ru/maslo/dlja-gruzovikov.html

Источник https://vsepoedem.com/news/kakoe-maslo-zalivat-v-gruzoviki

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: