Содержание

Как проверить масло в двигателе

Опытный автомобилист обязан знать, как проверить масло в двигателе. Иначе он рискует попасть на капитальный ремонт уже по истечении 10–20 тыс. км пробега транспортного средства — именно в это время смазка обычно теряет свои полезные свойства и нуждается в замене. А на подержанных машинах, с пробегом более 150 000 километров, жидкость в картере нужно сменять каждые 5–6 тыс. км.

Когда надо проверять масло в двигателе

Таким образом, масло в ДВС нужно проверять часто. Например, водители старых машин делают это регулярно — 2 раза в месяц обязательно, чтобы застраховать себя от неприятностей. С другой стороны, большинство современных водителей (большей частью молодые парни и девушки) признаются, что даже не знают, где находится щуп. Поэтому не следят за маслом своевременно, раз в полгода могут посетить техцентр, и все. Если машина часто ездит в условиях города, то есть на короткие дистанции, с перегазовками в пробках — смазка быстро портится и выгорает.

Не будем описывать регламент проверки, а лишь приведем самые обязательные ситуации, когда желательно вытаскивать и осматривать щуп:

  • автомобиль длительное время стоял в гараже — даже если вы не ездили на нем, нельзя исключать вероятность протечки масла через сальники, уплотнители;
  • автомобиль преодолел большую дистанцию — допустим, вы проехали 200-300 километров по дорогам разного качества (грунтовка, асфальт, может бездорожье);
  • купили машину с рук — ну тут все понятно, ведь точно неизвестно, когда продавец последний раз заливал новое масло;
  • двигатель странно шумит, снизилась его тяга, в салоне присутствует неприятный запах — все это прямо указывает на проблемы в ДВС, которые возможны из‐за снижения уровня жидкости;
  • под машиной обнаружено масляное пятно — указывает на протечку, возможно в картер необходимо долить какое‐то количество жидкости.

Теперь по цифрам: на машинах с маленьким пробегом желательно проверять смазку каждую тысячу пробега машины. Но чем она старше, тем чаще надо это делать.

Чем и как делается проверка уровня

Надеяться на информацию от датчиков уровня и давления неправильно, так как это всего лишь помощники, которые тоже иногда неправильно посылают данные. Лучше всего использовать старый и проверенный метод — замер количества смазки щупом.

Ниже инструкция, как все правильно делать:

  • остановить машину на ровной дороге — чтобы колеса не стояли на подъеме или спуске;
  • заглушить мотор и прождать 10–15 минут;
  • открыть капот;
  • найти масляный щуп — обычно имеет рукоять желтого или красного цвета, торчит из патрубка картера двигателя;

Извлечение масленного щупа

Извлечения шупа для проверка уровня масла

  • вытянуть щуп на себя;
  • вытереть сухой тряпкой или бумагой;
  • снова вдеть щуп и снять;
  • проанализировать метку — линия должна быть между надписями Max и Min (либо двумя рисками).

Метки на масленном щупе

Метки на щупе

Как восполнить масляный объем до нормы

Сделать это просто — если уровень ниже нормы, то следует долить в картер двигателя такое количество масла, чтобы жидкость встала между рисками. Как это делается. В первую очередь нужно иметь под рукой новую смазку той же марки, что и внутри ДВС. К тому же, если знаете, какой объем масла перекрывает диапазон между отметками Max и Min, то процедура значительно упростится.

Например, в 1,8-литровый двигатель Mercedes-Benz C-класса по паспорту влезает 5,5 литра. Если уровень доходит до отметки «min», то долив 1 литр, удастся восполнить недостающий объем. Если никакой информации нет, то доливка проводится порционно — сначала 250–300 гр, потом ждем, когда смазка опустится в поддон, снова мерим уровень и доливаем следующую порцию, если нужно.

Чтобы залить моторное масло через воронку, надо отвернуть крышку горловины на двигателе.

Масло заливная горловина с крышкой

Крышка масло заливной горловины

Крышка горловины откручивается против часовой стрелки.

Тест на качество масла

Важно не только следить за уровнем смазки, но и делать тест на качество — определять наличие в жидкости полезных веществ. Современные масла часто оказываются поддельными, и через 4000–5 000 километров пробега автомобиля целиком портятся. А двигатель с какой‐то непонятной жижей внутри нормально работать не может и портится.

Встречаются водители, которые делают все по науке — добывают экспресс‐тест с фототаблицей, выпущенный производителем машины или какой‐то независимой организацией, и сравнивают качество смазки.

Фототест для проверки масла

Тест для проверки качества масла

«Мотор чекап» с фототаблицей от немецкого TUV: здесь есть 2 окошка со специальной бумагой, куда нужно поместить образцы масла и сравнить результаты (новое/использованное).

Однако найти такие экспресс-тесты в свободной продаже трудно, поэтому есть другой вариант проверки — с помощью обычного листа бумаги. Данный тест называется «капельным».

В первую очередь рекомендуется осмотреть каплю смазки, вытащенную щупом из картера двигателя. Надо осмотреть ее на свету — если жидкость темная, но сквозь нее просматривается поверхность щупа, значит смазка пока еще пригодная для использования. Но, это так себе, проверочка — сойдет лишь как поверхностная.

Читать статью  Масло в двигатель Toyota Corolla

Чтобы основательно проверить масло на качество, нужно прогреть мотор до его рабочей температуры. Потом заглушить и через 5 минут после остановки перейти к действиям:

  • открыть капот, достать щуп;
  • протереть его тряпкой, снова вдеть и снять;
  • подержать щуп над бумагой, пока капля стечет на лист;
  • подождать 24 часа;
  • проанализировать засохшее пятно.

После высыхания на пятне будет четко видна структура: ядро, второй круг и контуры. На них и нужно обратить внимание.

Тест масла на бумаге

Тест масла от Тойты на бумаге

Анализ засохшей капли масла из двигателя Toyota Prius: ядро светлое (смазка залита недавно), цвет второго круга тоже относительно светлый (масло еще не состарилось), контур третьего круга равномерный, без зигзагов и колец желтого цвета (воды и антифриза нет).

А вот капля, снятая из картера Nissan Qashqai.

Бкмажный тест масла

Тест масла от Ниссан на бумаге

У масла среднее загрязнение, солнышко вокруг ядра свидетельствует о наличии воды, что указывает на проблему — масло не выходит на рабочую температуру, в двигателе образуется конденсат и замена необходима как можно скорее.

Чем грозит повышенный или пониженный уровень масла в двигателе

Обе ситуации негативно скажутся на работе ДВС.

  1. Сниженный уровень приведет к масляному голоданию движка, его детали начнут работать всухую, и интенсивно износятся. Пострадает практически все, включая ГРМ, шатуны, поршни.
  2. Повышенный уровень тоже не подарок. Излишки автола могут попасть в систему вентиляции картера, забить катализатор. Бывает, что масло попадает в цилиндры и вызывает залегание колец или закоксовку. А если смазка минерального типа, то она выдавит сальники коленвала, так как возрастет давление.

К тому же, перелив масла может приводить и к другим неприятностям: потере мощности ДВС, вспениванию и увеличению газов, стуку гидротолкателей, повышенному расходу смазки, сильному дымлению мотора. Одним словом, это вредно для любого двигателя, но особенно для старого, в котором цилиндро‐поршневая группа изношена. Если увеличится количество картерных газов, то они, подхватив излишек масла, понесут его на впуск и вызовут различные сложности.

«Был со мной такой случай. Поменял масло сам, не хотел лишних затрат на автосервис. Заменил — все дела, потом через некоторое время (3-4 день) обнаружил стук при работе мотора. Ну и срочно в СТО заехал. Ребята проверили, оказалось, что забыл закрутить сливную пробку и проверить уровень после. Итог: попал на капремонт по своей же дурости».
Николай, автовладелец

Правила доливки масла в двигатель

Есть несколько правил по доливу, которые надо соблюдать:

  • лить смазку через воронку — чтобы не пролить жидкость на элементы подкапотного пространства (например, ремень ГРМ);
  • использовать то же масло, что и внутри — в синтетику лить только синтетику, в универсальное — допускается синтетика (однако смазка должна соответствовать требованиям по вязкости, поэтому будет правильно возить с собой литрушку «родного» масла про запас);
  • не забывать после долива закручивать обратно крышку горловины.

Доливать смазку желательно порциями, чтобы ненароком не перелить. Лучше затянуть процедуру, чем сделать все на скорую руку, а потом выкачивать излишки.

Как правильно заливать масло — на холодную или горячую

По этому поводу есть такое мнение — лучше заливать теплый или холодный мотор, чем горячий. Причина первая: снижается риск обжечься о крышку цилиндров. Причина вторая: при разных температурах уровень масла может «гулять» и вы ошибетесь с объемом. Поэтому перед доливом нужно остудить ДВС хотя бы до 40–50 градусов, чтобы рабочая жидкость была одной температуры с маслом в канистре.

А вот зимой температура смазки в емкости может быть чересчур низкой. Из‐за этого повышается риск повреждения горячих внутренних деталей мотора — например, не исключено появление трещин. Поэтому в этот период нужно быть особо внимательным, всегда остужать ДВС, а потом доливать жидкость.

Помните, что от масла зависит ресурс двигателя — самого дорогого узла автомобиля, наряду с кузовом. Поэтому регулярно проверяйте уровень и качество залитой смазки, а если не умеете или нет времени — посещайте автосервис поблизости.

Контролируем уровень моторного масла

Двигатель автомобиля требует постоянного контроля за работой всех механизмов и систем, а также контроль за уровнем рабочих жидкостей, в первую очередь – масла.

Периодичность проверки. Особенности выполнения операции

Система смазки двигателя

Ранее, среди профессиональных водителей, проверка технических жидкостей входила в перечень работ так называемого ежедневного обслуживания (ЕО). Перед первым выездом водитель обязан был удостовериться, что количество масла в силовой установке в норме, при недостатке – провести доливку.

Современные моторы не требуют ежедневной проверки уровня смазки, достаточно выполнять эту операцию каждые 1000 км пробега. Но отметим, что это – условное значение. В идеале необходимо хотя бы раз на 1000 км заглядывать под капот и проверять уровень масла, а ещё лучше два раза в месяц. Не будет лишней и более частая проверка уровня смазки. Процедура эта несложная, но поможет избежать серьезных поломок и выявить возникновение проблем с мотором на ранних стадиях.

Несмотря на то, что проверка количества смазки – операция несложная, но в ней есть несколько нюансов. И первый из них – на каком двигателе выполнять работы – горячем или холодном? В регламенте ЕО, который использовался раньше, указывалось, что проверка проводится «на холодную», то есть перед первым запуском мотора после ночного отстоя.

Читать статью  Какое моторное масло лучше всего заливать в двигатель автомобиля

разница в уровне разогретого и холодного двигателя

Но многие выполняют эту работу на горячем моторе, что не является нарушением или неправильным действием. Но в этом случае результат проверки будет несколько иным, чем при определении уровня «на холодную». Масло, как и любая жидкость, после нагрева расширяется, что приводит к увеличению объема. К тому же, даже если дать время после остановки мотора на стекание смазки, она все равно не успеет полностью стечь в поддон и часть останется в каналах. По этой причине ни один автопроизводитель и не указывает точный уровень масла в двигателе, он просто должен находиться в определенном диапазоне – между отметками на щупе.

Чем и как делается проверка уровня?

Замер делается щупом для проверки уровня масла в двигателе – это специальный прут с двумя отметками на конце – «мин» и «макс». Рукоятка масляного щупа на всех двигателях выведена в хорошо просматриваемое место (обычно возле головки блока) и окрашена в яркий цвет, поэтому не заметить её сложно.

Технология проверки уровня смазочного материала в моторе на «холодную» и «горячую» — практически идентична и включает в себя один и тот же алгоритм действий.

Все, что потребуется для того, чтобы правильно проверить уровень – это чистая ветошь, не оставляющая ворсинки. Алгоритм работ рассмотрим на примере проверки на холодном моторе:

  1. Ставим автомобиль на ровную горизонтальную площадку.
  2. Открываем капот и находим рукоятку щупа.
  3. Вытаскиваем полностью масляный щуп.
  4. Кончик прута вытираем ветошью от смазки.
  5. Устанавливаем щуп до упора.
  6. Через 3-5 сек. вытаскиваем пруток снова и по следу смазки оцениваем уровень.

Что касается проверки «на горячую», то алгоритм действий тот же, но после постановки авто на ровную площадку, нужно выждать время (5-10 минут), чтобы смазка стекла в поддон и только после этого проверять уровень.

Нормальным считается уровень масла на щупе, когда он находится между отметками «мин» и «макс», лучше всего на 2/3 от минимальной . Если уровень на щупе приближен к одной из меток, это не проблема и можно спокойно эксплуатировать авто. Хотя если замечено, что уровень приближается к отметке «мин», то стоит сделать доливку масла.

Уровень масла нужно проверять либо только на «холодную», либо «на горячую». Использование обеих методик одновременно может запутать с определением количества масла и тогда доливка будет выполнена неправильно.

Почему уровень падает?

В любом, даже исправном и новом двигателе, часть масла в процессе работы уходит «на угар» (сгорает в цилиндрах), и этот фактор является нормой. Сильная нагрузка на мотор, резкие смены режима работ приводят к тому, что масло проникает в цилиндр, где и сгорает.

Количество масла, уходящего «на угар» принято считать в гр/1000 км. Для различных типов двигателей этот показатель разный. К примеру, в исправном бензиновом двигателе нормой считается расход до 100 гр/1000 км. Уход же масла более 400 гр/1000 км указывает на сильный износ мотора или неисправность. А вот в дизеле нормой считается уход масла на «угар» до 500 гр/1000 км. Повышение расхода более 1000 гр/1000 км указывает на неисправность дизеля.

По «угару» смазочного материала и установлена периодичность проверки уровня масла – каждые 1000 км.

Как восполнить масляный объем до нормы

Доливка осуществляется в случае, когда уровень масла приближается к отметке «мин», находится на этой метке или ниже. В тех. документации к некоторым машинам указывается, какой объем масла перекрывает диапазон между отметками на щупе. То есть, сообщается, сколько точно нужно залить масла, чтобы уровень повысился от «мин» до «макс». На одних моделях это 1 литр, на других – 1,5 литра.

Если такая информация есть, то определить, сколько долить масла – несложно. К примеру, замечено, что масло на «минимуме». Если диапазон перекрывается 1 литром масла, то для доведения до нормального уровня (между отметками) нужно залить 500 гр.

В случае, когда этой информации нет, то доливка выполняется порционно. То есть, сначала заливаем 250-300 гр., выжидаем время, чтобы смазка опустилась в поддон, проверяем уровень, если нужно – еще доливаем порцию и снова замеряем. Главное добиться, чтобы масляный щуп показал уровень посредине между отметками. Если будет чуть выше (ближе к метке «макс») – ничего страшного.

Доливка выполняется по той же методике, что и проверка. То есть, если замерялось на «горячую», то и заливать смазочный материал нужно в прогретый мотор. В противном случае из-за разницы в показаниях на «холодную» и «горячую» высока вероятность перелива.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Мало или много масла. Чем грозит?

Недостаток смазки приводит к «масляному голоданию» двигателя, в результате чего в некоторых узлах возникает трение «на сухую», что приводит к их интенсивному износу. Чаще всего от недостатка смазки «страдают» ГРМ и КШМ.

Избыток же масла тоже ничего хорошего не несет. Излишки масла попадут в систему вентиляции картера, что опасно для катализатора. Ранее, когда в двигатели заливалось минеральное масло, лишняя смазка приводила к выдавливанию сальников коленвала. Происходило это из-за того, что при запуске мотора из-за высокой вязкости масла резко возрастало давление внутри системы.

В современных моторах сальники выдавливает редко, поскольку полусинтетические и синтетические масла не так загустевают при охлаждении. Но лишнее масло в больших количествах проникает в цилиндры (из-за того же повышенного давления), что со временем становится причиной залегания колец и закоксовки мотора. Поэтому допускать перелива смазки тоже не стоит. Но если это произошло, то лишнее масло можно откачать через отверстие для щупа при помощи трубки от капельницы и шприца.

Читать статью  Как выбрать масло для грузовиков?

Как проверить масло в двигателе

Автомобилисты, особенно новички, не всегда точно знают, как проверить уровень масла в двигателе. Проще всего отправить машину на СТО. Но если необходимо справиться с задачей самостоятельно, рекомендуем прочитать эту статью до конца.

Правила проверки уровня масла в двигателе

Перед началом работы автомобиль необходимо поместить на ровную площадку и прогреть мотор. После чего выждать несколько минут, чтобы масло успело стечь в картер, и приступать к делу.

Необходимые инструменты

Основной инструмент для проверки уровня масла в двигателе – щуп. Он представляет собой небольшой прут с нанесенными отметками «Min» и «Max».

Щуп для проверки уровня масла в двигателе

Щуп для проверки уровня масла в двигателе

Обычно приспособление расположено под капотом рядом с головкой блока. Рукоятка окрашена в яркий цвет, чтобы ее легко было заметить.

Кроме щупа нужно запастись чистой ветошью, которая не оставляет ворсинки, и чистыми бумажными полотенцами.

Этапы проверки

Процедура проверки уровня масла пройдет легко и быстро, если придерживаться приведенной ниже инструкции.

  1. Часто затруднение вызывает вопрос — при горячем или холодном двигателе делать проверку? Поэтому читаем руководство к авто. Соответствующие указания должны быть упомянуты там. Хотя считается, что эффективнее делать это после езды, на разогретом моторе, так как при этом масло будет менее вязким.
  2. Жидкость в моторе должна быть равномерно распределена, поэтому после прогрева двигателя нужно дать машине постоять 10-15 минут.
  3. Открываем капот и фиксируем его в открытом положении с помощью опоры, если в модели авто не предусмотрена автоматическая фиксация.
  4. Извлекаем щуп. Ручка будет окрашена в красный, желтый либо оранжевый цвет. Иногда на место расположения щупа указывает специальный значок в виде старинной масляной лампы.
  5. После извлечения щупа нужно оценить цвет и консистенцию масляной жидкости. Если у него желто-зеленый оттенок, состояние удовлетворительное и не требует замены. Когда смазка становится темно-коричневой или черной, ее пора менять. Как выбирать подходящее масло, читайте в этой статье.
  6. Уровень масла лучше проверять два раза. Перед повторным погружением щупа, его нужно протереть ветошью.
  7. Оцениваем уровень жидкости. При нормальном объеме масла отпечаток его пленки будет находиться примерно посередине между отметками «Min» и «Max» на щупе. Если отметка вышла за пределы рисок, требуется вмешательство во избежание неприятностей.

Оценка цвета и консистенции масла в двигателе

Оценка цвета и консистенции масла в двигателе

Последствия неверного уровня масла в двигателе

За уровнем масла нужно следить постоянно независимо от того, новый агрегат или с внушительным пробегом. Не стоит думать, что в новом моторе уровень держится постоянно на нужном уровне.

Нехватка масла в двигателе

Любой мотор во время эксплуатации расходует масло. Если расход остается в допустимых границах (значение указано в руководстве по эксплуатации авто), это неисправностью не считается.

Но при определенных ситуациях жидкости становится недостаточно. Многие современные двигатели форсированные, то есть оснащенный турбонаддувом. Если при средних и малых нагрузках масло может не расходоваться, то при больших нагрузках ситуация изменится.

Также уровень жидкости падает, если водитель агрессивно перемещается по городу с частым чередованием режимов «старт» и «стоп». Длительные поездки на высоких оборотах также приводит к усиленному расходу смазки.

При попадании в камеру сгорания масло с увеличением нагрузок выгорает вместе с топливом. Поэтому и необходимо вовремя следить за уровнем жидкости. Ее недостаток грозит так называемым масляным голоданием, из-за которого возникает сухое трение деталей мотора и, соответственно, их быстрый износ. Первыми выходят из строя КШМ и ГРМ.

Износ ГРМ при недостаточном уровне масла в двигателе

Изношенный ГРМ, как последствие нехватки масла в двигателе

Избыток масла в двигателе

Избыток масла также не сулит ничего хорошего. Излишки жидкости проникают в вентиляцию картера, что приводит к неисправности катализатора. При использовании минеральных масел портятся и выдавливаются сальники коленчатого вала, поскольку при избытке масла возникает лишнее давление.

С использованием синтетических масел проблемы с сальниками встречаются реже, но происходит закоксовка двигателя и залегание колец.

Залегание поршневых колец при избытке масла в двигателе

Залегание поршневых колец, как последствие избытка масла в моторе

Когда надо проверять масло в двигателе. Периодичность проверки

Проверять масло в двигателе внутреннего сгорания необходимо в случаях:

  • Временного интервала. Даже если машиной не пользовались долгое время, нельзя исключить вероятность протечки из-за износа прокладок, шлангов, сальников. Поэтому лучше просматривать уровень жидкости каждую неделю.
  • Преодоления больших дистанции. В среднем автоэксперты рекомендуют следить за уровнем смазочной жидкости в моторе каждые 1-2 тыс. км пробега. Однако этот показатель корректируется каждым производителем индивидуально.
  • Если предстоит путешествие. Важно проверить не только масло в моторе, но и работоспособность всех узлов авто.
  • При покупки машины с рук.
  • Если обнаружены проблемы в работе агрегата. Тревожными сигналами могут быть посторонние шумы, снижение тяги, запах в салоне, изменение давления.
  • Если под стоящим автомобилем образовалось масляное пятно. Это говорит о том, что есть протечка. Следовательно, масло нуждается в доливке.

Чем машина старше, тем с большей ответственностью надо подходить к проверке смазочных материалов. Раньше проверка технических жидкостей была неотъемлемой частью ежедневного обслуживания. В современных моторах это излишне, но лучше не откладывать проверки надолго.

Правила доливки масла в двигатель

Если при очередной проверке выяснилось, что масла не хватает, необходимо восполнить его в нужном объеме. Подробнее об объемах масла в двигателе рассказано в этой статье.

Процедуру можно выполнить самостоятельно, следуя нашей инструкции:

  • Ознакомьтесь с руководством для определения подходящей марки масла;
  • Крышка для заливки обозначается надписью «Oil Fill» или маркировкой подходящего масла.
  • Заливайте жидкость порционно с небольшими перерывами, так как масло стекает постепенно в силу вязкости.
  • Проверьте уровень масла щупом, доливайте жидкость, пока ее уровень не дойдет до приемлемых значений.

Заливка масла в ДВС

Отверстие для заливки масла в ДВС

Как правильно заливать масло – на холодную или горячую

Каждый производитель авто дает свои рекомендации по этому вопросу. Однако стоит понимать, что проверка на холодную покажет меньший результат. Поэтому лучше проехать несколько километров, чтобы мотор прогрелся, а масло стало более текучим и равномерно разошлось по всем узлам мотора. Так картина будет более информативной.

Проверка уровня масла – один из важнейших этапов технического обслуживания автомобиля. Ее вполне можно выполнять самостоятельно, если придерживаться приведенным здесь рекомендациям.

Источник https://ddcar.ru/blog/diagnostika/kak-proverit-maslo-v-dvigatele

Источник https://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/kontroliruem-uroven-motornogo-masla/

Источник https://www.tts.ru/blog/dvigatel/kak-proverit-maslo-v-dvigatele/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: